пятница, 15 января 2010 г.

Типы агрессии у детей


Школа давно перестает быть тем местом, где старшие школьники при виде учителя «соблюдают дисциплину», а младшие – изо всех сил стараются «быть хорошими». Все чаще учитель начальной школы оказывается в тупике, будучи не в силах прекратить агрессивные выходки младших школьников, часто происходящие прямо на его глазах.
Все это было и раньше, но значительно реже, особенно среди маленьких детей.
Авторитет учителя был несравненно выше, его появление сразу нейтрализовывало агрессию и поэтому ему не было нужды разбираться в природе агрессии.

Гуманизация и демократизация образования происходит на фоне дегуманизации общества и этим самым система образования во всем мире бросает вызов обществу, надеясь гуманным отношением к ребенку способствовать развитию в нем «самого человеческого». Учитель нуждается сегодня в самых разнообразных психологических знаниях, т. к именно на учителя возложена миссия «сеять разумное, доброе, вечное», и он хочет быть компетентным, в частности, при встрече с детской агрессией.


Длительное наблюдение психологов за детьми и подростками, проявляющими агрессивное поведение, позволило выявить несколько наиболее часто встречаемых типов детской агрессии в школе.


Типы агрессии.

Агрессия при гиперактивности.

Проявляется в виде приставаний к другим детям, бессмысленных драк, неадекватных реакций, вспыльчивости, возбудимости, вторжения на чужую территорию, порчи имущества и т.д. Это связано с трудностями адаптации ребенка в той среде, которая предъявляет слишком высокие требования для его уровня зрелости, а также характеризует неспособность ребенка структурировать свою деятельность, видеть в ней смысл, ставить цели. Для такого ребенка мир - это хаос и он беспорядочно откликается на «что попало».


Позиция учителя: обязательное сотрудничество с психологом и родителями.
Ребенок нуждается в правильном понимании его проблем, поддержке со стороны взрослых и наблюдении специалистов. Учитель может взять на себя роль того, кто помогает ребенку обнаруживать смыслы, выстраивать картину мира, понимать мир человеческих отношений, направлять его деятельность, осознавать себя, свои чувства, желания, действия.


2. Агрессия лидерства.
Проявляется в виде эгоцентричного стремления к лидерству и власти (и несогласия с ролью «второго плана»), соперничества, попытки подавить соперника, (включая порой и учителя), вызывающего поведения, нарушения дисциплины. Иногда –это свойства темперамента, которые станут ценными чертами характера в процессе социализации. Иногда таким становится ребенок в семье, где процветает авторитарный стиль отношений. Иногда потребность власти есть компенсация нереализованной потребности в любви и признании.


Позиция учителя: воспитательные воздействия, развитие эмпатии ( т.е, способности к сопереживанию), внимания к другим и понимания того, что лидер не тот, кто громче командует, а тот, кто умеет вызвать уважение и доверие, кто организует других и берет на себя ответственность. Учитель может передавать часть своих полномочий и власти, давать ему поручения и просить о какой-то помощи. Затем важно выразить свою благодарность и уважение, т.е., удовлетворить потребность в значимости.
Если поведение ребенка или подростка «переходит границы», возникает необходимость напомнить ему о существовании правил и последствиях их невыполнения (т.е. о санкциях,принятых в данной школе или по данному случаю), при этом учитель должен быть твердым и последовательным, сдерживать свое слово. В особо трудных случаях в школе может практиковаться проведение консилиумов или супервизорских групп, где
учителя могут получать от коллег профессиональную помощь.


3. Агрессия демонстративности.
Проявляется в виде постоянных попыток привлекать к себе внимание любой ценой, включая арессивные выходки. Вызывающее поведение явно рассчитано на зрителя. Ученик может принимать роль клоуна, «супермена», умника и пр.
Получение внимания таким способом свойственно маленьким детям (когда родители не замечают ребенка, он привлекает их внимание какой-нибудь выходкой, после чего его наконец-то замечают), и если это происходит часто, такое поведение закрепляется. Иногда такое инфантильное поведение является следствием реального дефицита любви и внимания к ребенку с детства.


Позиция учителя: оказывать знаки внимания при положительном поведении. Вызывающее поведение игнорировать или применять санкции, не играя с ним в его игру. Доносить до сознания цель его поведения и необходимость ответственности за свои действия.


4. Агрессия мести.
Проявляется во враждебности, мстительности, подозрительности, недоверии. Это - способ восстановления справедливости, желание защитить себя от «врагов», Иногда ребенок растет в неблагополучной семье, где нет любви. Иногда его отвергают как нежеланного или «несоответствующего». Иногда ребенок не нравится другим детям или учителю из-за своей необычности, «неудобности».


Позиция учителя: т.к. эти дети не верят в любовь и доброту и при этом нуждаются в ней, то взрослый может попытаться найти « ключик» к такому ребенку, давая ему любовь и заботу без всяких условий.


5. Агрессия страха.
Страхи заставляют ребенка или подростка «быть во всеоружии», т.е. быть готовым отразить нападение или другую опасность. Как правило, страхи носят преувеличенный характер (например,боясь насекомых, человек раздавит паука или жука, даже если тот совершенно безвреден) и агрессивная реакция нередко бывает чрезмерной и опережающей.


Позиция учителя: обычно у этих детей повышенная агрессивность сочетается с трусливостью, поэтому коррекция агрессивности невозможна без работы со страхами. Т. е, здесь тоже необходима помощь психолога. Учитель помогает ребенку отрефлексировать страхи «как нормальное явление» и затем набирать «арсенал» возможных реагирований на них.

6.Агрессия тревоги.
Т.к. тревога не имеет осознанного источника, часто необъяснима («что-то гнетет», «что-то плохо», что-то «не так»), то агрессия или направляется внутрь («на тревогу») и проявляется в переедании, употреблении сладостей, жевательных резинок и т.п. ( как кричащего по неизвестной причине младенца мать нетерпеливо «затыкает» соской или грудью), а также в пустой трате времени, просиживании у телевизора, компьютера, игровых автоматов ( попытка обмануть или заглушить тревогу), или направляется вовне в виде раздражения, ворчания, сплетен, передаче слухов, «страшной» информации, недовольстве « всеми и вся »,(маленькие дети могут злиться и вредничать без видимой причины). Агрессия не выражается прямо, направляясь куда-то в пространство, иногда запуская раздражение (т.е. агрессию) у слушающего.


Позиция учителя: коррекция агрессии невозможна без осознания тревоги. Иногда этому способствуют доверительные беседы с ребенком или подростком на темы, касающиеся его отношений со одноклассниками, с другими ребятами, с родителями, его успеваемости, его отношения к себе и т. д. Иногда ребенок с готовностью идет на такие беседы, в беседе осознает свои страхи и они перестают носить характер тревоги. Иногда он стесняется учителя, но соглашается говорить с психологом. Вообще, работа с тревогой обычно требует компетентности и значительных затрат времени.


7. Агрессия вины.
Т.к. чувство вины вызывает душевное страдание, то человек скорее всего желает избавиться от него, либо искупив вину поступком, либо направив агрессию на источник страданий (если нет сил, способностей, желания, возможностей что-то изменить). Агрессия может быть направлена вовне - на того, кто обвиняет. Если же это опасно – например, если это мать или отец, а ребенок не посмеет даже подумать, что он зол на родителей, тогда агрессия направится на младшего брата, на кошку или на другой объект. Таким объектом может стать одноклассник и даже учитель, особенно, если учитель «не опасен» или «натравил» родителей на подростка.
Если обвиняющий - сам учитель, и он не допустит агрессию в свой адрес, то объектом нападения станет самый слабый в классе. Появление в классе «белой вороны» - просто необходимость при наличии смещенной агрессии. Если «белую ворону» родители переведут в другой класс, тогда довольно быстро на ее роль найдется другой человек. Агрессия может быть направлена внутрь – на самого себя, «я – плохой, я – виновник, я должен быть наказан». Наказание принимает форму самобичевания, самообвинения или саморазрушающего поведения, например, в виде какой-то зависимости или делинквентного ( нарушающего закон) поведения.


Позиция учителя: понимание собственной ответственности при использовании обвинений в качестве воспитательных мер. Очень редко чувство вины сопровождается у детей и подростков «исправлением поведения». Если такового не произошло, вина направилась в виде агрессии внутрь или вовне. Требование должного нельзя превращать в обвинение. Педагогическое требование – это особое искусство, отражающее профессионализм учителя.


8.Агрессия низкой самооценки.
Часто проявляется в виде повышенной обидчивости, вспыльчивости, ранимости. Формируется в атмосфере критичности, придирок, насмешек, издевок. Особенно склонны к этому дети, чувствительные к оценке других, когда оценка исходит от значимых людей. Если такой ребенок оказывается в ситуации, которая угрожает его самооценке, он может стать агрессивным. Смысл его агрессии примерно таков: «вы заставляете чувствовать мое ничтожество, я ненавижу вас за это».


Позиция учителя: ребенок нуждается в чутком и тактичном отношении. Ему не хватает веры в себя, знания своих сильных сторон и силы духа, чтоб переживать свои трудности или свою особенность. Он также может стать «белой вороной» из-за своей уязвимости.
Учитель может помочь ему найти свои сильные стороны, осознать и поверить в себя, обнаружить в себе способность нести свою судьбу, если он чем- то обделен и, кроме того, помочь увидеть других и не сосредотачиваться на себе. Худшее,что делает учитель – это «навешивание ярлыков» и ироническое отношение к такому ребенку, высмеивание при всех, а также крики и угрозы. Такие дети сильно страдают, и даже бывают склонны к суициду (самоубийству), т. к. не ценят себя и свою жизнь ( как говорила одна девочка: «я ненавижу себя, боюсь учительницу и не хочу больше жить!»). Такие дети также нуждаются в помощи психолога. Важно и сотрудничество с семьей.


9. Агрессия неадекватно завышенной самооценки.
Проявляется в высокомерии, уверенности в своей значимости, избранности,
«гениальности». Такие дети часто уверены в том, что их не ценят, не понимают, несправедливо относятся. От этого они или принимают заносчивый вид, оставляя рядом с собой только восхищенных почитателей, или замыкаются и обосабливаются, превращаясь в «белую ворону», или становятся чрезвычайно агрессивными, приходя в ярость в любой ситуации, где их «гениальность» подвергается сомнению. Кроме того они порой преследуют тех, кто слабее, испытывая удовольствие от их страданий.


Позиция учителя: Быть очень осторожным, т.к. этот вид агрессии труднее всего поддается коррекции. В ее основе лежат глубокие нарушения ранних отношений ребенка со значимыми людьми, а возможно и другие причины, не лежащие на поверхности. В ярко выраженных случаях нужно рекомендовать родителям обязательно проконсультироваться у психолога (лучше не только школьного) и психиатра. При этом учитель все же помогает ребенку в рефлексии своих отношений с другими людьми, подчеркивая ценность проявления его заботы и внимания к ним. С другой стороны учитель часто напоминает детям о том, что в каждом человеке добро и зло уживаются вместе и нужно самому каждый раз принимать решение, как возобладать над злом.


Эта типология не исчерпывает всех видов агрессии, но все же позволяет увидеть неоднозначность ее проявления у детей и подростков. Если рассматривать агрессию детей и подростков не как злой умысел, а как неблагополучное внутреннее состояние, с которым дети сами не умеют адекватно справляться, то профессиональной позицией педагога будет поддержка. Это непросто, т.к. одинаковые внешние проявления могут иметь разный смысл и его «расшифровка» требует как психологической компетентности, так и эмпатии самого педагога.
По-видимому, решение проблемы лежит не в плоскости поиска «подходящих технологий борьбы с детской агрессией», а в плоскости расширения педагогического сознания и, в частности, понимания того, что каждый ребенок «агрессивен по-своему», поэтому всякий раз нужно настраиваться на конкретного человека, используя и развивая свою способность к наблюдательности, сочувствию и пониманию.
Людмила Кудрявцева