понедельник, 18 апреля 2011 г.

Знаки родительской любви.

Продолжение. Начало см "О родительской любви".

      Знаки родительской любви должны быть очевидны для ребенка.
По оценке ученых лишь 7-10% содержания коммуникации передается смыслом слов, около 40% - тем, как эти слова произносятся и 50-55% - передается выражением лица.

Самый жадно ловимый знак любви – это взляд. Как внимательно смотрит ребенок на мать и отца, пытаясь убедиться, что они его любят. Как часто в течение дня, недели, месяца мы смотрели на ребенка с любовью, причем так, чтоб он это видел тоже? Дети, подростки время от времени рисуют глаза, отдельно, сами по себе. Эти глаза преследуют их. Они не добрые, а  контролирующие. Где был? с кем? как дела в школе? почему обманываешь?  почему не делаешь уроки? какие сегодня оценки в школе?  что ты там делаешь? как ты посмел? И т.д и т.п.  Какое выражение имеют глаза, когда люди задают такие вопросы?
Это не знаки любви, эти глаза не доверяющие и отвергающие. Как чувствует себя человек, когда на него смотрят с недоверием и отвержением и задают соответствующие вопросы? А как чувствует себя ребенок?

Еще один знак родительской любви – это тон голоса, в котором есть и доброта, и мягкость, и уверенность. Такой голос успокаивает ребенка, поддерживает его, вселяет веру в себя. Конечно, дети - не ангелы, иногда их поведение вызывает у взрослых  злость, страх, возмущение, обиду. Возникшее чувство может быть подвластно родителю и он сможет сдержать свое чувство, но так бывает не всегда. Иногда ребенок должен знать, что он вызвал такие чувства и услышать строгий, возмущенный голос, если это переносимо для ребенка и происходит редко. В остальное время голос родителей звучит для ребенка как добрый.

Другой очень важный знак – это внимание к чувствам ребенка. Для этого родитель должен быть способным к сочувствию, к сопереживанию, к эмпатии. Не каждому такое дано. Заметить чувства ребенка, проявить истинное сочувствие, отразить, отзеркалить чувства, правильно назвать их – это талант, но такому умению можно учиться


 Кто-то скажет - «мой ребенок  очень часто, или даже почти все время ведет себя плохо  – и я сержусь в ответ». Тогда я скажу – « Вы не любите своего ребенка, Вы хотите другого ребенка, а этот Вам не нужен, он не такой, какой Вам нужен». А этот ребенок живет без любви, он не сможет быть другим, ему не хватит сил. Детям с плохим поведением любовь служит лекарством. Чем хуже ведет себя ребенок, тем больше ему нужна любовь. Если в семье растет ребенок с плохим поведением, не нужно искать виновных, почему он такой. Нужно его лечить любовью. Это первое. А второе – быть внимательным к его нуждам и заботам. И третье -  научить ребенка жить в этом мире с учетом его возможностей и ограничений.
Плохо, если родители сами незрелы, им не хватает самим любви, радости и осмысленности жизни. Тогда они ждут , что это даст им  ребенок и разочаровываются в нем.
Рядом с ребенком живут большие  несчастливые дети-родители и действуют с позиции силы, желая изменить ребенка для своего удобства.


Другой знак – дружелюбный интерес к ребенку, к его делам и интересам. Это возможно только, если этот интерес и в самом деле есть в наличии. Тогда он выражается в словах так, что ребенок с удовольствием отвечает на вопросы и рассказывает о себе. Если не хочет рассказывать – значит, воспринимает вопросы как контроль, а не как дружелюбный интерес.

 Следующий знак – заинтересоваться тем, что заботит ребенка. Обычно родитель заботится о ребенке, Но это не одно и тоже -  заботиться о человеке и заботиться о его заботах. В первом случае мы сами определяем, что нужно человеку, что ему полезно с нашей точки зрения. Во втором случае необходимо быть настолько внимательным к другому человеку, чтоб наверняка понять, что есть его забота, убедиться, уточнить и затем принять в этом участие.

Есть еще один знак любви. Тот , кто любит – видит любимого человека не только таким, каков он есть, но еще и таким, каким он может стать в своем лучшем воплощении. Один родитель скажет: «из тебя ничего не получится – ты слишком ленив». Этот родитель знает, что ленивым людям трудно осуществить свою мечту, поэтому  «предвосхищает» развитие своего ребенка по худшему сценарию и психика ребенка бессознательно «записывает» вероятность такого хода событий. Чем чаще, настойчивее, агрессивнее родитель «вдалбливает» такие сценарии, тем больше вероятность их осуществления. Конечно, родитель уверен, что такие слова он говорит «из лучших побуждений», чтоб ребенок, испугавшись, изменил свое поведение, но мозг, как компьютер все  «записал на жестком диске» и в определенный момент готов это воспроизвести. На самом деле, такими словами родитель мстит своему ребенку за неподчинение, за несоответствие,  за разочарование в нем. Такие слова никогда не идут от любви и потому никогда не принесут пользы. Любовь вселяет надежду, наполняет энергией и направляет к лучшему воплощению.
В одной школе провели эксперимент: несколько детей с плохим поведением и слабой успеваемостью перевели в другую школу, предварительно предупредив учителей новой школы, что эти дети талантливы, но очень уязвимы в отношении критики, негативных оценок и отвержения, поэтому выражалась надежда на  профессионализм  учителей в этой школе. К концу года дети стали хорошо учиться, обнаружили какие-то таланты и их поведение стало вполне нормальным. Учителя сумели настроить детский коллектив на поддержку новичкам и сами проявляли внимание и заботу по отношению к ним,  и результат превзошел ожидания.  Многие сегодняшние взрослые вспоминают в своем детстве какого-то человека (иногда нескольких), который в трудный период оказался рядом и его поддержка была чрезвычайно важной и даже «судьбоносной». Родители также могут оказаться спасителями, а могут сыграть и зловещую роль. Таким образом, родители могут на бессознательном уровне способствовать лучшему и худшему воплощению будущей судьбы своего ребенка.
В заключение можно добавить, что здесь не исчерпаны все знаки родительской  любви. Любовь многолика в своем проявлении и  всегда носит индивидуальный и творческий характер.