"И сказал Господь Бог: нехорошо человеку быть одному; сотворим ему помощника, соответственного ему". (Бытие / Одиночество )
"Они страстно жаждут близости, хотя и ощущают постоянную угрозу поглощения другими. Они ищут дистанции, чтоб сохранить свою безопасность и независимость, но при этом страдают от удаленности и одиночества"(Karon,VanderBos)
Каждый из нас тяготеет к какому-то типу психики и характера. Уже к школьному возрасту, а иногда и раньше удается разглядеть в ребенке такие особенности его характера, которые более других позволяют прогнозировать его поведение в моменты стресса или ситуации неудовлетворенности (фрустрации). Эти особенности характера уже сложились у младшего школьника, но еще не окончательно. Чем младше ребенок, тем менее устойчивы эти черты характера. Именно школа, с ее особыми требованиями к некоторым свойствам личности, создает условия для их проявления. Родители и учителя, будучи носителями похожего или противоположного характера, дают детям повторяющиеся реакции на их способы приспособления к разного рода трудностям. Эти реакции могут являться поддерживающими или, наоборот, усиливающими проблемы ребенка.
До тех пор, пока личность взрослого не стала достаточно зрелой, чтоб осознавать себя и свои особенности и затем противостоять им во имя любви к Другому, до тех пор этот взрослый будет выдавать свои бессознательные реакции приспособления на поведение ребенка. Он даже не догадается, что своими действиями он загоняет ребенка “в угол”, вместо того, чтобы помочь ему.
В случае с неустойчивым характером ребенка самым плохим воспитателем окажется мягкий непоследовательный и хаотичный человек или , напротив, жесткий, отвергающий, критичный, и тогда проблемы ребенка будут только усиливаться. Поддержку окажут те методы воспитания, в которых учитываются сильные и слабые стороны этого характера (см. ранее)
Рассмотрим еще один тип характера. Таких детей в школе заметно меньше, чем описанных ранее, но тенденции этого характера знать воспитателям необходимо, чтобы выстраивать правильную стратегию отношений с ними.
Многое зависит от интеллекта ребенка с таким характером и от степени данной акцентуации (выраженность отдельных свойств личности)
Шизоидный характер.
(от греч. schizo - расщепляю, разделяю и eidos - вид, тип) это тип характера, главные черты - холодность в отношениях, увлеченность или даже одержимость какими-то идеями, отгороженность и уход от близких отношений, некоторый страх или опасение быть “поглощенным” кем-то, повышенная сензитивность (чувствительность) к внешним воздействиям, иногда агрессивность, враждебность к окружающим. Люди, с таким характером могут быть вполне нормальными, хорошо “вписавшимися” в общество, но могут иметь и серьезные проблемы, если черты их характера чрезмерно усилены (акцентуированы) и мешают отношениям и деятельности. (Хотя усиление акцентуаций приводят к проблемам при любом типе характера).
История “одинокого подростка”
Этот восьмиклассник уже давно не в ладах со школой.
Неразговорчивый, чувствительный, своеобразно относящийся к другим людям, к сверстникам, к миру, он с первого класса радовался любой возможности не идти в школу.
Но, если для ребенка неустойчивого характера главная проблема - как заставить себя делать неинтересную, ненужную для себя работу, соблюдать дисциплину, отказываться от радостей жизни, от игры и веселого общения, то проблема шизоидного ребенка - как перенести эту грубую школьную действительность, с переизбытком шума, криков, прикосновений, с желанием других людей вторгнуться в любой момент в твое личное пространство, что-то требуя, заставляя или уговаривая.
Шизоидный подросток уже давно убедился в том, что мир наполнен разными неприятными вещами, что жизнь редко дарит радости, а люди по большей части враждебны к нему. Если что-то и приносит удовольствие в его жизни, то другие хотят это отнять, запретить или осудить. Например, он мог бы часами сидеть у компьютера или заниматься своим хобби (хобби шизоидов весьма разнообразны “...например, интерес к религии и к философии, уникальные сведения в какой-либо узкой области. В своих увлечениях они могут достичь определенных успехов и удивлять взрослых и сверстников своей эрудицией и глубоким знанием предмета. Большинство шизоидов любит читать, и чтению предпочитает все остальные развлечения. Многие уже в детском возрасте увлекаются "взрослой" фантастикой, читают все произведения известных писателей-фантастов. Некоторые шизоиды "запоем" читают все книги подряд, а некоторые строго избирательно - например, книги по естествознанию, истории, литературоведению, эстетике, философии, причем, интерес может проявляться к конкретной исторической эпохе или к определенной теории. Хобби шизоида необычны и могут поражать своим несоответствием возрасту или общему интеллектуальному развитию, например, увлечение древними языками, древнегреческой философией или мифологией, генеалогией французский королей, русских царей или китайских императоров, импрессионизмом или абстракционизмом в живописи, литературным творчеством писателей-символистов, эссеистов, творческим наследием какого-нибудь неизвестного широкой публике писателя, эстетикой и тому подобным. Все увлечения предназначены для самого шизоида. Они никогда не делятся ими с окружающими”. Диля Еникеева)
Пока ребенок мал и подчиняется взрослым, родители могут контролировать его школьную жизнь и его учебу. Иногда таким детям “повезет” с классным руководителем или найдется другой учитель, который угадает в нем талант, или оригинальность мышления, или особо чувствительную душу и возьмется опекать его и поддержит в трудные минуты. В подростковом возрасте становится понятно, насколько сильна его акцентуация и удалось ли молодому человеку приспособиться к школьным требованиям и к школьному окружению. Если да, то такого человека считают немного замкнутым, обособленным, но при этом у него есть один-два товарища, многие признают его оригинальность, учителя ценят глубину знаний по отдельным предметам, относятся с уважением к его личности и увлечениям.
Если - нет, то дезадаптация нарастает, подросток уходит в мир своих интересов (часто интерес связан с компьютером), теряет связи со сверстниками, становится отчужденным по отношению к близким, устанавливают свой распорядок дня, ест неполноценно, сон у него серьезно нарушается, иногда он перестает следить за порядком, чистотой в своей комнате и даже за своим телом.
Становление характера
Психологические проблемы шизоидного типа чаще всего имеют корни в раннем детстве. По разным причинам и в разной степени чувства и интуиция ребенка игнорировались или не получали должного внимания. Например, его мать сама была шизоидным человеком, или была инфантильна, или страдала от неудовлетворенных отношений со своим партнером, она могла иметь изнурительную хроническую болезнь, или быть сильно озабоченной чем-либо важным в ее жизни и неспособной откликаться на эмоциональную жизнь ребенка, хотя и способной заботиться о его телесном существовании. Младенец, чья чувствительность делала его очень зависимым от душевного отклика близких, должен был как-то справиться со своей заброшенностью. Защитная реакция психики - разделить реальность и как бы не нуждаться в той ее части, которая была связана с получением ответных эмоций от объекта привязанности. Когда чувственная сфера ребенка не развивается, компенсаторно развивается мышление и воображение. Такой ребенок будет жить в мире фантазий и идей. Когда эти функции интенсивно развиваются у ребенка, чей жизненный опыт, представление о мире, о людях очень ограничены - понятно, что фантазии и идеи будут весьма своеобразны. Нормальное, привычное развитие, которое свойственно большинству детей, родители которых успели созреть до своей родительской роли, такие дети сначала получают чувственное представление о мире, развивая интуицию для его познания и только ближе к 5-7 годам начинают видеть логические связи между сложными явлениями. Не зря дети идут в школу в 7 лет, где они еще некоторое время опираются на наглядно-образное мышление, постепенно развивая способность к абстрактно-логическому мышлению.
Шизоидные дети в школе рано обнаруживают свое отличие от других, чувствуя себя одинокими и непонятыми. Ярко выраженные шизоиды часто кажутся “белыми воронами” и подвергаются осмеянию и нападкам. Из-за этого подростки отказываются отвечать перед классом и выводят “из себя” учителей, потом и вовсе перестают ходить в школу. Затянувшийся неявный конфликт обнаруживается тогда, когда выставляются оценки за период. Тогда и обнаруживается отсутствие по “уважительным” причинам, большое количество прогулов, “хвосты” по разным предметам. Чем дольше отсутствовал подросток, тем труднее и страшнее ему предстать перед воображаемо недоброжелательными учителями и враждебными одноклассниками.
Три основных правила в отношениях с шизоидным ребенком или подростком
- Быть приветливыми и спокойными в общении с ребенком или подростком, разрушая его привычный стереотип враждебного окружения. Даже наталкиваясь на его агрессивность, нужно уметь ее выдержать, не пытаясь подавить ее еще большей агрессивностью. Если у подростка возникли проблемы с учебой, нужно помочь ему сдать все задолженности, вместе находить способы, как это сделать, пояснить другим учителям, чего боится ребенок и что он ожидает от других.
- Если есть возможность, найти в классе, среди знакомых, родных таких детей, или подростков, или молодых людей, способных стать для шизоидного подростка другом, способных понять его характер, но при этом сохранять дистанцию. Это трудная задача - ведь шизоиды очень нуждаются в близких отношениях, но в то же время еще больше боятся “поглощения” в этих отношениях, посягательства на свой внутренний мир и на свою свободу.
- Вырабатывать у подростка понимающее отношение к другим мнениям, позициям в спорах, проявлению эмоций других людей.