воскресенье, 6 ноября 2011 г.

Социальная зрелость. Как это происходит?

Что такое социальная зрелость?
Как окружающие люди определяют, что взрослый человек все-таки достиг социальной зрелости, а социальное развитие ребенка соответствует его возрасту? В какой мере это зависит от влияния окружения , от семьи, от методов воспитания?
Социальные потребности
У человека среди прочих потребностей есть потребности в общении, в одобрении, в зависимости, в близких отношениях, в принадлежности к семье, группе.
Эти потребности можно заметить уже у младенца. Когда перед глазами 1-2х месячного ребенка в кроватке подвешивают разноцветные круги и на одном из них рисуют лицо, то ребенок направляет свой взгляд именно на этот круг с лицом. Когда в комнату заходит мама и улыбается ему, младенец оживляется и радостно взмахивает ручками и ножками. Если перед 4х-месячным ребенком соберется вся семья и среди них окажется ребенок или подросток, то малыш выделит среди взрослых самых молодых и проявит к ним особый интерес. Все это говорит о том, что уже с младенчества дети нуждаются в общении с людьми и особенно тянутся к другим детям.
Привязанность и отношение к миру.
Когда рядом с младенцем находится один и тот же человек (обычно это мать), который о нем заботится, то у него формируется первая прочная привязанность. Длительные разлуки в этом возрасте наносят серьезные травмы. Самые тяжелые из них - нарушения эмоционального и интеллектуального развития, а также депрессивные состояния.
Качество и особенности привязанности закладывают тип характера ребенка. Присутствие матери, ее умение любить и правильно откликаться на нужды ребенка необходимы для формирования прочной и надежной привязанности, которая, в свою очередь, обеспечивает ребенку хорошее настроение, чувство уверенности и желание исследовать окружающий мир. Отвергающие или непредсказуемые родители вызывают соответственно отчужденные или тревожные реакции приспособления у младенца, которые затем закрепляются в его характере. Окружающий мир вызывает тревогу и страх оказаться без матери, покинутым и незащищенным.
Социализация.
Отношения родитель- ребенок - это начало социализации. Для младенца мать и другие первые опекуны и есть его социальное окружение.
Мать и отец, – семья, - детский сад, – школа, друзья, сверстники, приятели,- сокурсники,- сотрудники… Это не просто окружающие люди - ребенок постепенно, от года к году расширяет круг привязанностей и значимых для него людей. У него развивается способность к дружбе, к сочувствию, к сотрудничеству, к любви, к близким отношениям.
Детям постоянно напоминают о том, что есть другие люди и с ними надо считаться, что детские прихоти и желания обязательно должны пройти через “таможню” родителей, воспитателей, других людей.
Нравственное развитие.
Иногда ребенку непонятно, почему надо обращать внимание на то,“что скажут другие люди” и даже на то, “что они подумают”.
Почему он должен делать то, что неприятно, не хочется? Что должно побуждать ребенка придерживаться норм и правил, выполнять социальные требования, ориентироваться на общественные ценности в то время, когда он хочет получать удовольствие и радость? Когда ребенок услышит голос совести? Ребенок должен “слушаться” или должен “сам захотеть”? Что является мотивом, чтоб “слушаться”? Страх наказания, осуждения? Страх потерять родительскую (и не только родительскую) любовь? А как он захочет сам ограничить себя в удовольствиях? Что заставит ребенка выбрать неприятное? Может быть, жалость, сочувствие, сострадание или собственная любовь к родителям, к друзьям, к другим людям?
Социальные чувства и идеалы.
Страх наказания, осуждения или потери родительской любви - не самый лучший ориентир, потому что он не является свободным выбором человека, движением души, собственным устремлением, а является уступкой перед нежелательными последствиями, угрожающими личности и даже жизни. А вот любовь, жалость, сочувствие – это социальные чувства, здесь эгоистическая потребность вытесняется заботой о других людях.
Этическая сторона жизни - стремление к справедливости, к порядку, к добру - это естественные для человека движения души к идеалу, к совершенству, они свойственны и дошкольникам. Они присутствует в изначальной сути человека как социального существа. Эти идеалы закреплены в коллективных архетипах и общество воспроизводит их снова и снова. Они необходимы для существования общества, для его выживания, для его процветания. Критерии социальной зрелости основаны на полезности для общества. Взрослеющий человек все больше убеждается в своей зависимости от общества и свое счастье он сознательно или бессознательно связывает с другими людьми.
Социальная зрелость.
Социальная зрелость ребенка- это прежде всего адекватная или соответствующая его возрасту способность взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, а также способность следовать нормам и правилам окружения.
Как можно оценить адекватность и неадекватность? Не нужно быть большим специалистом, а достаточно быть наблюдательным человеком, чтоб заметить в группе детей одного возраста тех, кто в этой группе чувствует себя комфортно, непринужденно, а кто конфликтует или оказывается в изоляции. Любой воспитатель в детском коллективе выделит и тех и других. Вот эта способность быть в мире с окружающими, общаться, играть, заниматься общим делом, замечать окружающих и считаться с ними, защищать свои права без излишней агрессии - и есть один из самых важных критериев социальной зрелости в дошкольном возрасте.
Кроме того, ребенок способен менять стиль коммуникации с разными людьми Т.е. ребенок ведет себя по-разному с детьми и взрослыми, со старшими и младшими, со знакомыми и незнакомыми. При этом он не слишком смущается, не теряет дар речи, но и не становится слишком смелым или развязным. Ребенок понимает, в каком настроении находятся люди и ведет себя соответственно ситуации. Он понимает, где можно шутить, веселиться, а где нужно быть серьезным или молчаливым. Находясь в школе, на уроке - ребенок слушает инструкции учителя, выполняет их, а на перемене становится более спонтанным и раскованным.
Другой критерий - отношение к нормам и соблюдение норм. Внутреннее согласие с нормами - одна составляющая, а следование нормам - другая составляющая этого критерия. Все дети к 4-5 годам согласны с тем, что нельзя драться, нельзя брать чужое, нельзя ломать и пачкать вещи, нужно трудиться, нужно помогать слабым, нужно делить все по справедливости, нужно наводить порядок в своей комнате и т.д. Все знают, все с этим соглашаются, но не все следуют. Почему? Если это обособленный, тревожный или агрессивный ребенок, то он не доверяет миру и не хочет жить по его правилам. Ему не хватает любви и его социальное развитие будет задерживаться.
Импульсивность и стремление к радости.
Если это дружелюбный общительный ребенок, то поначалу ему не достает силы воли противостоять другим движениям души. В душе присутствуют и другие желания - хочется удовольствий, ощущений, развлечений, а еще хочется быть защищенным, любимым, нужным.
Реальность такова, что идеалы являются отдаленными “мотиваторами”, а к действию направляют актуальные потребности “здесь и теперь”
У маленького ребенка 2-3х лет сиеминутные желания ничем внутри него не сдерживаются. У него просто нет еще такой способности. Ребенок импульсивен, т.е., его поведение зависит от импульсивных побуждений в ответ на внешние и внутренние сигналы. Импульсами управляют инстинкты, влечения, эгоцентричные потребности. Чем они могут сдерживаться?
Волевой самоконтроль
Эта сдерживающая сила есть волевой самоконтроль, которым управляет сознание человека. Контролирующая функция мозга по мере его созревания будет со временем сдерживать многочисленные импульсы и давать им оценку, но она развивается постепенно. Импульсивность и волевой самоконтроль имеют обратную зависимость. Чем ярче выражена импульсивность человека, тем слабее волевой самоконтроль.
К 7 годам у части детей эта функция будет в какой-то мере созревшей. Способность к волевому самоконтролю над своими действиями — главная составляющая социальной зрелости. Это та ее сторона, которая в первую очередь зависит от уровня развития мозговых структур, а именно лобных долей мозга. Поэтому нет смысла ожидать и, тем более, требовать от маленьких детей “сознательности”, они несознательны по своей природе. Мало того, сознательность появляется раньше как способность мозга к логическим суждениям типа “что такое хорошо и что такое плохо”. А вот способность противостоять импульсивным желаниям развивается позднее и не у всех одинаково. Здесь имеют значение как наследственные качества и разные биологические факторы(травмы мозга, болезни, отравления..), так и психологические (воспитание, культурные нормы, групповые стереотипы , тип характера, психотравмы, а также собственный выбор человека).
Признаки волевого самоконтроля
Хорошим признаком для диагностики волевого самоконтроля является терпеливость (не нужно путать с осторожностью и предвидением наказания, где ребенком управляет страх). Терпеливость - это способность управлять своим поведением, убеждать себя выдержать испытание ради каких-то идеальных ценностей (например, терпеть боль, чтоб воспитывать силу характера, терпеть усталость, чтоб не испортить настроение другим детям и пр).
Другой признак - способность к усилию над собой. Если взрослые хотят обратить внимание ребенка на развитие волевых качеств - они должны замечать как можно чаще ситуации, в которых ребенок делает усилие над собой - и отзеркаливать это усилие. Например, “это было трудно, но ты справился; тебе не хотелось, но ты это сделал; ты испугался, но не подал виду... “ Но взрослые чаще говорят “ты мог бы, а не постарался”. Вроде разница небольшая, про одно и тоже речь идет. Нет, большая разница! В первом случае взрослые восхищаются, испытывают гордость за ребенка, ему это приятно и он с удивлением обнаруживает, что он сам контролировал ситуацию, что у него есть такая способность, его самооценка растет. А во втором случае взрослые разочарованы в ребенке, его самооценка снижается, он чувствует отвержение и неверие в свои силы. Низкая самооценка атрибут неудачников, а адекватно высокая - фундамент для успеха в обществе.
Еще один признак - отношение к правилам игры и проигрышу. Социальные чувства наглядно проявляются во время игры. Все дети охотно признают те правила, которые нетрудно соблюдать и которые защищают их права, делают игру справедливой. Но правила, требующие длительного внимания, терпения и усилий, вызывают протест. Проигрывать дети тоже очень не любят. Иногда они даже уходят из игры, если поражение для них непереносимо. Вот здесь взрослые должны помочь ребенку пережить проигрыш. Нужно дать отклик на чувства, согласиться с тем, что это очень неприятно, но надо достойно встречать неудачи и напомнить ребенку, что другие люди тоже хотят выигрывать. Игра неинтересна, если выигрывает только один. Ребенку становится легче только потому, что его понимают. И если он, хоть и неохотно, но признает правила игры, то ребенку нужно дать позитивную обратную связь.
Следующий уровень волевого самоконтроля состоит из трех шагов: 1)это осознание внутренней борьбы мотивов, 2)понимание, что выбор осуществляется самим собой без ощущения насилия со стороны, 3)при этом личность предвидит последствия выбора и принимает за них ответственность.
Заключение
Социальная зрелость - это включение в свой внутренний мир других людей как части себя. Если для всех детей в раннем возрасте только мать является тем человеком, чье настроение и отношение обязательно оказывает влияние на состояние ребенка, то в более старшем возрасте для него важно и то, как себя чувствуют и какие отношения складываются у него с другими членами семьи. Затем круг расширяется, внутренний мир обогащается связями в детском саду, в школе, вне школы. Эгоцентрическое желание любви, внимания, одобрения со стороны этих людей дополняется ответственным отношением к ним. Ребенок учится проявлять внимание к другим людям, к их интересам и заботам. Он учится радоваться за них, сопереживать, жалеть, опекать, испытывать стыд или чувство вины перед другими. Совесть, которая включает эти социальные чувства, становится регулятором поведения человека и влияет на самооценку, самоуважение, самочувствие и настроение.