четверг, 9 сентября 2010 г.

Откуда берется совесть?

Анна Литвинюк из газеты «Молодежь Эстонии» ведет беседу с психологом Людмилой Кудрявцевой

- Как возникает совесть у маленьких детей, и могут  ли родители  повлиять на развитие совести у ребенка?

Голос изнутри

Еще Иммануил Кант говорил: «Есть две вещи, которые не перестают меня удивлять, это звездное небо над  головой и моральный закон в моей душе».
Этот моральный закон в душе охраняет совесть,  она подает свой голос каждый раз,  когда мы его преступаем.

-У всех ли людей  есть голос совести?

- Уверена, что у всех, но к нему надо прислушиваться потому, что существуют и  другие голоса, более громкие и требовательные, как внутри  так и снаружи. Например, снаружи это может быть голос рекламы, политиков, СМИ, родителей и учителей, друзей и родственников, недругов и подстрекателей, знатоков  и умников.  А изнутри «подают голоса» наша лень, эгоизм, обида, зависть, страхи, прихоти, инстинкты, потребности.  Я думаю, что каждому из нас бывает трудновато прислушиваться из-за них к тихому голосу совести. По сути дела, все они, так или иначе, отражают наши ценности и некоторые из них конфликтуют между собой.

- Что же такое в этом случае ценности, если говорить о нравственности?

- Ценности – это то, что для нас очень важно, то, что мы ценим, к чему стремимся, ради чего мы отказываемся от чего-то приятного и даже нужного.
Ценности  служат  основой  моральных  правил и нравственных  норм  общества.
Сейчас может казаться, что в обществе на первый план вышла ценность денег, богатства, власти, успеха, конкурентоспособности. И есть голоса, которые их рекламируют. Но вовсе  не все люди поставят такие ценности  на первые места, другие больше ценят любовь, дружбу, знание, сотрудничество, творчество...  И все же многие родители хотят, чтобы их дети стали успешными, знаменитыми, богатыми. К сожалению, эти ценности часто конфликтуют с голосом совести.

- Как и когда развивается нравственность у ребенка?

- Одни ученые говорят, что это происходит в три-четыре года. Я думаю, что это может происходить еще и раньше, даже до года. Многое зависит от восприимчивости матери и ребенка. К году ребенок уже имеет представление об окружающем мире как доброжелательном или враждебном, что связано, в первую очередь, со способностью матери заботиться о малыше. Представление о себе также закладывается в это же время. Прикосновения, взгляды, тон голоса, настроение матери – вот практические составляющие материнской любви и заботы. Поначалу ребенок не ощущает границы, разницы между собой и матерью. Если мама счастлива, он, как отражение в зеркале тоже чувствует себя счастливым и хорошим. Это и служит в дальнейшем  основой для развития нравственной сферы ребенка.  

Но бывает, что ребенок рождается с какими-то нарушениями в развитии. Случается, у матери есть какие-то собственные проблемы. Допустим, ее не удовлетворяют отношениями с мужем, а это напрямую влияет на ощущение безопасности, материального благополучия. Может быть и так, что женщина не ощущает себя хорошей мамой.

Чем больше у матери внутренних, личных или социальных проблем, тем ярче все это отражается на ее самоощущении и через нее впитывается ребенком, понимается в значении «я плохой». Хорошо, если мать понимает, что она в ответе за состояние ребенка. Еще лучше, если такое понимание есть и отца, который, в свою очередь, любит жену и обеспечивает ей  поддержку, от которой зависит  ее настроение. Значимость папы в вопросе развития совести возрастает для ребенка после года, когда его симбиоз с матерью прекращается. 

- В каком же возрасте ребенок начинает слышать в себе голос совести?

- Это происходит, когда мы замечаем, что маленький ребенок уже понимает, что такое хорошо и что такое плохо, правильно или неправильно. Когда он сочувствует или осуждает, начинает стыдиться  или испытывать чувство вины. В такие моменты в нем обнаруживается что-то – можно называть это совестью – что присутствует в человеке уже изначально. Этот маленький судья в малыше уже умеет судить не только других, но и самого себя.

Развитие сознания вносит большой вклад в становление моральных качеств в душе ребенка. Оно проявляется тогда, когда человек отдает себе отчет  в своих желаниях, мыслях, чувствах, действиях. Если что-то попадает в зону осознания, это означает, что мы уже можем сформировать к этому свое отношение.

Если ребенок осознает, что кому-то сделал плохо, то он может выработать к этому свое отношение,  сказать себе, что так делать нельзя и затем проявить волю и изменить свое поведение. Уже даже сомнение – хорошо я поступил или плохо – тоже голос совести. Совесть всегда предполагает, что мы включаем Другого в свои собственные ценности и интересы.

Одно дело, когда добрые порывы ребенка не требуют усилий с его стороны и он получает от них только приятные ощущения, подкрепляемые одобрением окружающих.  И совсем другое дело, когда  доброта требует от ребенка какой-то жертвы, например, отдать свою любимую игрушку, поделиться чем-то вкусным, уступить место, очередь, простить обиду, причиненную боль…  Насущные потребности маленького человека, его инстинкты и влечения направлены на получение удовольствия, а его чувства, эмоции при этом слишком сильны, чтоб нравственное начало победило. Тут ребенку должны помочь родители и воспитатели, чуткие к проявлениям  совести.

Голос родителей.

- В чем может выражаться помощь родителей?

- Родители часто говорят детям, что нельзя брать вещи без разрешения, что нужно делиться, нельзя обижать других, нужно помогать тому, кто упал, кому плохо, кому больно, суметь пожалеть пострадавшего.  С этих родительских слов и начинается понимание ребенком, что такое хорошо и что такое плохо. Но вот ребенок пострадал от кого-то, приходит, жалуется, такое повторяется снова и снова. Тогда  родители советуют давать сдачу, защищать себя. У ребенка возникают сомнения: так драться  - это хорошо или плохо?

С детства мама и папа учат детей различать добро и зло и знают, что это не так просто. Например, быть щедрым хорошо, но только в меру. А где мера?   Быть дружелюбным хорошо, но нужно  уметь и защититься. Где мера? Быть трудолюбивым хорошо, но нужно и отдыхать. Опять нужна мера. Эту меру должна отмерять совесть. Причем своя, а не чужая. Об этой мере можно поговорить с ребенком в связи с произошедшим событием. Если беседу  построить так, чтоб на событие ребенок посмотрел бы глазами разных участников, «побывал бы в их шкуре», затем сам бы сделал вывод, то это и будет хороший разговор.

Если взрослый наказывает ребенка за «проступки», собственная совесть ребенка будет молчать. Если детей ругают за двойки, они не испытывают угрызений совести, так как уже наказаны извне, нет необходимости в наказании изнутри. Чем больше детей осуждают, наказывают, тем меньше надо рассчитывать на внутреннего судью. Лучше в таком случае сказать: «Ты получил двойку? Ты расстроен этим?  Да, жаль. Как ты думаешь, ты сможешь ее исправить сам? Тебе помочь разобраться в чем-то?»

Маленький ребенок, например, очень часто оказывается перед соблазнами.
Хочется взять чужую игрушку или другую вещь, деньги, открыто и без присмотра лежащие на столе, хочется съесть в магазине вкусную конфету – и ребенок тянется к этому соблазну, хотя уже и знает, что так делать нехорошо. В момент, когда ребенок испытывает эту внутреннюю борьбу, родитель замечает ее в ребенке. Такая борьба в детях, которые еще не умеют скрывать свои чувства, очень заметна.Если взрослый немедленно осудит, да еще пристыдит при всех, да еще обзовет или  посмеется -  будет ли это действенным воспитательным актом?
Нет. Во-первых, реакция взрослого подразумевает: «ты плохой», «я отвергаю тебя такого и другие – тоже». Первая реакция ребенка на такое отношение – самозащита, другие воспринимаются враждебными, а голос собственной совести не пробьется сквозь такое давление  других голосов и своих эмоций.
Вторая реакция – это снижение самооценки и согласие «я - плохой». Это еще не совесть -это вина, иногда она слишком непереносима для детей и потому превращается в агрессию против себя или против других.
Лучше дать ребенку время на сомнения, борьбу и выбор. И  важно не только заметить эту борьбу, но и затем сказать об этом ребенку примерно так: «я видел, что ты хотел сделать правильно, но все-таки это очень трудно, ты ведь и сам переживаешь,  я понимаю тебя и верю, что в другой раз ты с этим справишься». Для  проявления совести нужна пауза и тишина.

Совесть сильнее у тех детей, кого родители любят и кому доверяют.
Любовь и доверие других укрепляет в человеке веру в себя и доверие к голосу собственной совести.

Голос сомнения  

- На ваш взгляд, зачем человеку совесть?

Я задам встречный вопрос: что произойдет с обществом, в котором люди  не будут прислушиваться к совести?
Потеря совести приведет людей к неспособности различать добро и зло, неспособности создавать идеалы, неспособности направлять свою жизнь в соответствии с идеалами. Человек будет оценивать свои поступки только с  точки зрения удовольствия или выгоды для себя. В нем возьмет верх биологическая природа, это будет просто человеческий  индивид, жизнь которого определяют инстинкты и простые потребности. Хотели бы мы жить в таком обществе? Возможно, какая-то малая часть людей сегодня так и живет. Но большинство сверяют свою жизнь с идеалами и совесть подсказывает, когда мы от них отклоняемся, предаем себя и тех, кого любим. Совесть – это порождение любви.