понедельник, 10 мая 2010 г.

Всегда ли оно счастливое - детство?

Корреспондент журнала "Леди" задает вопросы психологу Людмиле Кудрявцевой

Где больше счастливых людей – среди детей или среди взрослых?
Определить, счастливым был какой-то период жизни  или нет, чаще всего можно по прошествии довольно большого отрезка времени.  О том, насколько счастливым было детство, можно судить, став взрослым. И зачастую взрослые считают, что счастливым было детство, а дети считают, что счастливы именно взрослые, потому что дети очень сильно зависимы от взрослых, они мало что сами могут. И поэтому даже если у ребенка на данный момент в жизни все хорошо и удачно складывается,  то когда он задумывается о счастье, он приходит к выводу, что будет более счастливым, став взрослым, т.к. только тогда он сам сможет строить свою жизнь, жить сообразно своим желаниям.

Отчего ребенок бывает в детстве счастлив?
Чтобы дети не считали себя несчастными и периодически чувствовали себя счастливыми, важно, чтобы ребенка любили родители, чтобы у его были друзья и к нему хорошо относились воспитатели-учителя, чтобы ребенок часто испытывал ощущение радости, чтобы с учебой все ладилось.

А это хорошо – постоянное ровное счастье?
Вообще если создать ребенку некую «щадящую» атмосферу, стараться обеспечить идеальную счастливую жизнь, где он не будет знать ни малейших невзгод, то для развития ребенка в итоге это окажется скорее минусом, чем плюсом.. Если родители полностью оберегают и пытаются решить за детей все проблемы, что, кстати, может входить в понятие счастья для родителей, то на какой-то период времени это будет и неплохо. Но в будущем, когда ребенок подрастет,  такое внимание будет служить тормозом:  родители вмешиваются и навязывают детям свои принципы и правила, а ребенок живет не свою жизнь.

Скажите, а когда закладывается способность ребенка быть счастливым?
Способность быть счастливым закладывается еще до рождения ребенка. Тут важна мотивация родителей. Если ребенок был рожден, чтобы семья стала крепче, это не всегда оказывается хорошим для этого поводом. Чаще всего ребенок приносит дополнительные проблемы, требуя внимания со стороны матери и отца. В такой семье маловероятно, что ребенок будет счастлив.
Если ребенка заводят, потому что раз уж у всех есть дети, так пусть и у нас будут, то здесь счастье – 50 на 50. Родители начинают в какой-то момент взрослеть вместе со своей новой функцией. Возможно, что ребенок сделает их более взрослыми и дальше они разными путями придут к пониманию того, что они могут строить счастливую семью и заботиться о своем ребенке.
Иногда ребенок нужен потому, что жизнь скучна и пуста. Кажется, что ребенок наполнит жизнь родителей. Это будет проявляться в том, что родители настолько контролируют жизнь детей, настолько себя им посвящают, навязывая свои жизненные стереотипы, что дети живут не свою жизнь. И это не тот случай, когда дети будут счастливы.
И даже если родители хотели ребенка, будучи уже достаточно зрелыми, чтоб принять в свою семью еще одного человека  со своей собственной судьбой,  и при этом  готовы были осложнить свою жизнь -  и там не всегда  дети  будут счастливы. Ведь, родившись, ребенок может оказаться «не таким» - то не слишком здоровым, то недостаточно способным, масса разочарований поджидает родителей.

Что еще закладывает фундамент счастья?
Чрезвычайно много значит первый год жизни малыша. Ребенок приходит в этот мир, где по сравнению с материнской утробой ему все ново и чуждо. Если раньше все его потребности удовлетворялись тут же, сразу и немедленно, то теперь он в полной власти взрослых. И очень важно, чтобы все, в чем нуждается ребенок, он мог удовлетворить благодаря маме.  Очень важно, чтобы мама была преданна своему ребенку, чтобы он был для нее самой большой ценностью.
А когда ребенок становится на ноги, большое значение имеет, чтобы он наблюдал счастливую семью, где мама и папа любят друг друга. И ребенок для них – существо, которое они уважают.

Что это дает ребенку в его мироощущении?
Каждому ребенку важно знать, что он что-то значит для своих родителей. И взрослым необходимо это показать. Не просто заботиться – кормить, одевать, предоставлять хорошие условия жизни, покупать много игрушек. Многие родители полагают, что этого достаточно, чтобы дети чувствовали себя счастливыми. Оказывается, ребенку гораздо важнее, насколько считаются с его чувствами, насколько его любят, насколько родители сами счастливы. Самое ценное, что ребенок усваивает в раннем детстве, это то, как на него смотрят родители. Маленькие дети не могут знать, хороши они или плохи, они узнают это по тому, как на них смотрят. Ощущение себя как хорошего ребенок видит в глазах матери. Ребенок, у которого отношение к себе как к хорошему, и будет счастлив. Мгновения счастливого детства связаны именно с тем, что ребенка признавали, обнимали, поддерживали. В той семье, где увлекаются постоянными упреками, командами, где ребенок чувствует себя постоянно неправильным, совершающим ошибки, ребенок будет чувствовать себя несчастным.

Как это отразиться на будущей взрослой жизни?
Нормальное естественное состояние ребенка – состояние защищенности. Это то, что создает в общем ощущение защищенности человека по жизни. Те люди, которые не испытали чувства защищенности и позитивного отклика на себя в семье, всегда будут чувствовать враждебность окружающего мира.

А нет ли опасности перехвалить ребенка?
Очень маловероятно. Тут другая опасность. Если мало внимания к душе ребенка, а то, что родители делают для ребенка, и они очень понимают и ценят, например, покупают ему красивые вещички, одежду, игрушки, и любуются ребенком, красиво одетым, и если ребенок замечает себя в глазах родителей только тогда, когда он красиво одет, здесь родители закладывают фундамент важности внешних каких-то атрибутов – в данном случае, одежды. И в дальнейшем это будет иметь значение для характера. Если родители будут больше уделять внимания тому, какой ты некрасивый, плохой, ты злой мальчик, а то, что он и добрым бывает, что он чем-то поделился, в чем-то помог – все это будут считать само собой разумеющимся, то для ребенка то, на что не обратили внимание родители, пройдет мимо его собственного внимания к себе. А если родители очень эмоционально будут ругать и упрекать ребенка – опять испачкался, не туда залез, то ребенок впитывает в себя это родительское представление о себе. Что ребенок о себе слышит от родителей, в детском саду – все это он складывает в представление о себе.


До какого возраста представление о себе такое открытое, внушаемое?
Оно внушаемо все время. Просто в раннем детстве более значимое для всей последующей жизни. Детский сад более важен для формировании самооценки, чем школа, но менее важен, чем семья.

Отчего многие родители дают много всяких подтверждений того, что ребенок хорош, а другие делают много замечаний?
Тут своеобразный замкнутый круг получается: если родители сами росли в семье очень строгой, где много было много замечаний, недовольств, того, что называется отвергающим воспитанием, то став взрослыми, они вольно или невольно «гнут свою линию». Причем многие из них считают, что отрицательные оценочные замечания являются для их чада хорошим стимулом для исправления. Однако знание недостатков очень редко помогает их преодолению.

А что поможет ребенку больше?
Повышение самооценки. Очень часто у тех детей, у которых проявляется агрессивность, злость, очень низкая самооценка. А если ему еще и твердить, что ты злой, ты обижаешь всех детей, на тебя жалуются в детском саду, то это даст только ощущение того, что «я плохой и поступать плохо для меня нормально». Чем меньше ребенок видит подтверждение того, что ему кто-то рад, его кто-то любит и кто-то в него верит, тем меньше надежд на то, что ребенку захочется делать что-то лучше. В общем, человек и большой, и маленький считает себя счастливым, когда может сказать: "жизнь идет по-моему».