Одному башмак подходит, другому жмет.
И не существует единого правильного для всех рецепта жизни».
Карл Юнг
Иногда, в процессе жития-бытия хорошо бы взрослым, находясь рядом с детьми, удерживать в сознании интенцию развития и взросления. Это хорошо и для самих взрослых и для детей. Взрослые время от времени теряют уверенность в своих воспитательных акциях и задают вопрос: «а может, я неправильно воспитываю своего ребенка?». К сожалению, на этот вопрос нельзя получить гарантированно правильный ответ. Нет того мудреца, который бы, опираясь на свой багаж знаний, мог бы дать компетентный ответ другому человеку. Самое большее, на что можно рассчитывать – это узнать еще одно мнение, которое, вполне возможно, окажется очень разумным.
Наилучшим окажется вариант, когда родитель, воспитатель или учитель способны быть любящими по отношению к ребенку и лишь временно утратили сознательно и четко сформулированную идею к чему направляется рост человека.
Вот тут, может быть, будет полезно поразмышлять о том «к чему мы, люди, живем и растем».
Например, у автора книги «Что такое психология» Жоржа Годфруа уравновешенность человека означает его зрелость в физическом, сексуальном, интеллектуальном, эмоциональном, нравственном, социальном и личностном плане.
Если не останавливаться на физическом, сексуальном и интеллектуальном плане, о развитии которых мнения разных авторов во многом сходятся, не внося особой сумятицы в головах родителей, то зрелость в эмоциональном, социальном и личностном плане остаются какими-то размытыми категориями. Поэтому можно снова и снова уточнять свои представления о них.
Эмоциональное развитие. Эмоциональная зрелость.
«Когда ваш ребенок плачет,
возможно, ему жаль ваших усилий по воспитанию»
Геннадий Малкин.
Итак, эмоциональная зрелость, каковы же ее основные критерии? Как можно способствовать эмоциональному развитию ребенка?
Трехлетний ребенок негативные эмоции будет выражать, скорее всего, плачем, не умея понять и объяснить, что он чувствует. Он не будет озабочен чувствами другого человека в такой ситуации и не найдет лучшего способа изменить ситуацию, чем драка или попытка заставить взрослых изменить ее в свою пользу. Радость будет реакцией всего организма – с прыжками, возгласами, громким смехом и визгом, при этом успокоить ребенка будет также трудно, как и при негативных эмоциях. Ребенок будет требовать продолжения или повторения того, что вызвало радость, не желая быстро отказываться от удовольствия. Т.е., его поведение неосознанно, эгоцентрично (я - причина и цель всего), направлено только на собственные интересы, наполнено уверенностью, что окружающие должны их обеспечить. Стремление к удовольствию и радости определяет поведение ребенка. Невозможность их получить вызывает у него гневный протест. Ребенка совершенно не интересует реалистичность его интересов и выполнимость его требований. «Хочу и все!»
Взрослый человек отдает отчет своим чувствам и состояниям, может дать им название, может определить их источник. Он различает чувства, мысли и поведение, их противоречивость (чувствует гнев, делает вид, что спокоен и знает, что этого требуют обстоятельства). Эмоциональный фон взрослого человека обычно стабилен, его настроение положительно, что способствует продуктивности его деятельности. Взрослый может долго переносить фрустрацию (неудовлетворенность, обиду, разочарование), он может переключиться усилием воли на другую деятельность, терпеть, сдерживаться, ждать. Эмоции и чувства перестают иметь исключительно импульсивный характер и становятся подконтрольными воле человека, управляемыми его личностью. Взрослый учится переживать свои состояния сознательно, без попыток просто избавиться от них с помощью детских способов (например, игнорированием, истериками, отреагированием вовне.). Он учится совладать с ними и репертуар его поведения становится достаточно разнообразным и адекватным. Взрослый способен конструктивно отнестись к эмоциям и чувствам, стараясь увидеть смысл в возникшей эмоциогенной ситуации и по возможности как-то повлиять на ее изменение. Он также сам принимает решение быть более или менее открытым в проявлении своих чувств, в разных ситуациях быть более спонтанным или более сдержанным. Взрослый также замечает и различает эмоции и чувства других людей, понимает, как адекватно откликнуться на них. Эмпатия, т.е., способность к сочувствию и сопереживанию к эмоциональным состояниям других людей постоянно развивается и становится все более действенной.
Ориентируясь на признаки зрелости взрослого человека, родители могут выбирать для себя методы воспитания, способствующие развитию эмоциональной сферы ребенка.
Вот некоторые «вехи» на этом пути.
- Общаясь с младенцем, родители стараются обеспечить ребенку позитивные самоощущения, в которых его потребность очень велика. Своевременное кормление, уход, удовлетворение нужд ребенка - это само собой разумеющиеся составляющие. Любящие глаза матери, улыбка, мягкий голос, ласковые прикосновения – это необходимый психологический климат, на фоне которого ребенок обнаруживает иногда сердитый голос и взгляд матери в ответ на его больное кусание или хватание, или на другое его неприятное поведение. Живая мимика, жестикуляция, модуляция голоса матери, ее действия – позволяют ребенку обнаружить различия в их проявлении в зависимости от его собственного поведения. Ребенок обнаруживает свое всемогущество! Он замечает связь: «я кусаю маму – она в ответ хмурится и даже кричит». У него еще нет эмпатии, но есть ощущение своего влияния на поведение другого человека. Чтоб убедиться в такой закономерности, ребенок может снова и снова проверять эту связь. Этот опыт дает ребенку чувство контроля над средой – кому такое не понравится! В дальнейшем он будет добиваться нужной ему реакции от окружающих. В этом возрасте ребенок не только постоянно имитирует поведение окружающих, легко заражается эмоциями других, копируя их проявления, но и пытается воздействовать на окружение.
- И в младенчестве и далее в раннем детстве, родители постоянно комментируют свои эмоции и эмоции ребенка, правильно называя их ( я сержусь, мне приятно, я боюсь, мне грустно и то же самое по отношению к ребенку и другим людям, добавляя причинно-следственные связи – тебе больно и ты плачешь, ты сердишься, потому, что я не даю тебе эту вещь и т.д.). Эмоции взрослого и их проявления должны быть конгруэнтными (соответствующими друг другу) и достаточно ярко выраженными, а названия этих эмоций и причины, их вызвавшие – понятными ребенку, тогда все вместе складывается в представлении ребенка в некую целостность и дает обучающий эффект. Нельзя смеяться над детьми - им это непонятно и обидно, т.к. ввиду уровня развития их интеллекта они воспринимают все буквально, а подтексты шуток и насмешек им недоступны. Довольно быстро ребенок усвоит проявления и название эмоций и начнет применять их в речи. Этот этап очень важен для всех детей и особенно для детей с эмоциональными отклонениями – аутичных, гиперактивных, возбудимых, меланхоличных и др.
- Для того, чтоб ребенок учился управлять своими состояниями, ему нужен образец для подражания. Спокойное доброжелательное общение в семье, сдержанность при проявлении гнева, умение быстро прощать обиды, называние своих чувств, внимание к чувствам других, сочувствие к другим – это те образцы выражения чувств, которым ребенок будет подражать в похожих ситуациях.
- Когда ребенок становится старше, подражание перестает играть первостепенную роль. Более важным становится желание получать одобрение родителей, воспитателей, сверстников. Ребенок получает удовольствие от похвалы, доброго слова, оценки. Этим регулируется его эмоциональная жизнь. Кроме того, взрослые дают понять своим детям, какой уровень тревоги они способны выдержать сами и оказать поддержку ребенку в его тревоге. Это чрезвычайно важно для воспитания силы духа и силы воли. Если мать или отец нетерпеливы, раздражительны, не переносят своих плохих состояний и своего ребенка в его плохом состоянии, то дети не получат опыта поддержки и тоже будут быстро паниковать, впадать в отчаяние или в агрессию по отношению к другим или к себе.
- .Если ребенка много ругают, часто им недовольны по объективным причинам (например, гиперактивный ребенок всех утомляет и раздражает своим импульсивным поведением, а аутичный – своими страхами, странностями, враждебностью и стереотипным поведением), то одобрение перестает быть мотивом, его невозможно получить или оно просто не нужно. Тогда на передний план выступает защитные формы поведения – протест, агрессия, игнорирование, регресс (истерики, детские реакции, плач, беспричинный смех и т.д.). Эмоции агрессии и страха иногда становятся привычными и переносимыми для ребенка. Более сильные, непереносимые эмоции и чувства «застревают» в теле (все эмоции имеют место в теле) и превращаются в болезни – кожные, дыхательные, желудочно-кишечные и пр. Болезни частенько «помогают» детям снова обрести родительскую заботу и внимание, создавая порочный круг.
- На протяжении всей жизни ребенка, родители незаметно для себя задают детям уровень притязаний – чего хотеть и в какой мере. Кроме того, родители дают понять детям, какими они хотят их видеть, т.е., формируют идеалы. Что любят, о чем мечтают, за что хвалят, за что ругают детей и друг друга в семье взрослые и старшие, воспитатели в детском саду, учителя в школе, тренеры и руководители в группах по интересам – все это неизбежно становится для ребенка важным и ценным. Ребенок усваивает ценности значимых для него людей, семьи, школы, детских учреждений (не все, конечно) – и они неведомым для нас образом становятся частью его внутреннего мира. Постепенно эти ценности становятся отправными точками его эмоций и чувств.
- Развитие эмпатии, умение сочувствовать другим - заложено в природе человека, но для его развития ребенок должен воспринимать мир как доброжелательный и заботливый по отношению к нему - ребенку. С самого рождения он должен получать подтверждение этому постоянно. Это становится нормой жизни и ребенок испытывает приятные чувства, когда сам учится давать знаки внимания и любви. Обмен этими знаками дает ребенку чувство радости и равновесия, побуждая снова переживать их.
Эмоциональная жизнь ребенка – это тот фундамент на котором возводится его личность, а также его социальная и нравственная сфера. Об этом - в следующий раз.