воскресенье, 6 февраля 2011 г.

О китайских традициях в воспитании детей.

"Китайская мама" в лице Эми Чуа уверена, что строгость, требовательность и принуждение необходимы для того, чтобы ребенок, не обладающий пока что достаточной силой воли, обнаружил свою способность преодолеть слабость и добиться победы. Она готова  и даже "рада быть тем родителем, которого ненавидят"  ради этой победы. Ее внутренняя убежденность в возможностях  ребенка так велика, что она готова биться столько, сколько потребуется, чтоб   вытащить их наружу. Запрет на еду, питье, на отдых и даже на туалет усиливают сосредоточенность на задаче. Не позволено удовлетворение "низких" потребностей, пока не достигнута "высокая" цель. Мать кричит, угрожает,  но она  здесь же рядом, она заодно с дочкой готова терпеть голод и жажду, не ходить в туалет, они победят вместе в этом бою.   
Зато, когда дочь, наконец, сумела сыграть так, как надо - они счастливы обе, они гордятся собой, дочь вознаграждена сполна, она получает доказательства материнской любви и признания.
Мать учит своего ребенка не сдаваться, учит не словами, а собственной жертвенностью и вовлеченностью в подобные "военные действия". 
Если другой родитель, очарованный эффективностью подобных методов, попробует их применять - скорее всего, результат получится другой. Такой фанатизм невозможно имитировать, ему невозможно подражать, нужно быть такой мамой по сути. Если сама Эми выросла в Китае, в такой же семье, то такое материнское поведение аутентично для нее. 


Все мы родом из детства и детство наше корнями уходит в историю нашей родины. Но историческое прошлое почти всех стран не может похвалиться гуманным отношением к детям. Одни страны ушли от него дальше, и прогресс в воспитании детей там очевиден. В других странах  дети по-прежнему воспринимаются и используются взрослыми как собственность в личных целях. Демократическое устройство общества и отношение к детям имеют связь, положительную корреляцию.
Ллойд де Моз в своей известной многим книге "Психоистория" знакомит читателей с историческим прошлым, обращая внимание не на то, что происходило, а на то, какова была мотивация , почему происходили те или иные исторические события и процессы. Он проводит тщательный анализ эволюции детства на протяжении разных исторических периодов в разных странах, приводит убедительные факты для доказательства своей теории и добивается того, что психоистория становится научным направлением, которое занимается установлением закономерностей  исторической мотивации.
Мир и войны тесно связаны с тем, как проходит детство людей в странах, в которых установилась демократия и тоталитарный или военный режим. Страны, в которых демократия победила давно и завоевала прочные позиции - отношение к детям иное, нежели в тех странах, где еще недавно царил тоталитаризм, где происходят революции, свержения правительств, смена строя. Даже в цивилизованной Европе отношение к детям весьма неоднозначно. И сейчас можно услышать громкие голоса в пользу жестокого наказания  детей за непослушание, лень,  неуважительное отношение к взрослым.
Ллойд де Моз обращает внимание на то, как связаны демократические преобразования в обществе и детская смертность. 
В Китае детская смертность  заметно выше, чем в Европе, однако, есть много стран, в которых она еще больше. Вот данные по некоторым государствам, полученные ЦРУ совсем недавно, в 2010 году.  Первая строчка цифр - это младенческая смертность на 1000 младенцев до года, родившихся живыми. Вторая строчка цифр - это соотношение полов той же младенческой смертности (мальчики/ девочки).



Швеция
Япония
Франция
Финляндия
Германия
Израиль
2,74
2,79
3,31
3,45
3,95
4,17
2,9/ 2.6
3/ 2,6
3,6/ 3
3,8/ 3
4,4/ 2,6
4,3/ 4



Евросоюз
США
Эстония
Латвия
Россия
5,61
6,14
7,19
8,59
10,33
6,3/ 4,9
6,8/ 5,4
8,3/ 6
10,4/6,7
11,7/ 8,7

Китай
Индия
Афганистан
Ангола

Мир
16,51
49,13
151,5
178,1
44,13
15.8/17.3
47,7/ 50,7
155/ 148
155/166
46,2/41.9


О чем могут говорить эти цифры? О том как велика ценность ребенка в обществе, какова забота о детях, об их жизни и здоровье во время родов и в младенческом возрасте (до года), насколько развита система здравохранения, какова забота о беременных женщинах и роженицах. Самый низкий показатель смертности младенцев (1,78) отмечен в европейском государстве Монако южнее  Франции, затем следует Сингапур (2.32) и Бермуды(2.46), затем Швеция (2.74). В Анголе самый высокий показатель, здесь умирает каждый 5-6 родившийся живым ребенок и до 5 лет доживает лишь 25% детей. Это ужасающая статистика! Кроме того дети в Южной Азии и Африке подвергаются избиениям, сексуальному насилию, они голодают и очень рано привлекаются к тяжелому труду.
В Китае и Индии на сегодняшний день картина выглядит значительно лучше, чем в тех странах и намного лучше, чем еще 50-100лет назад. Еще в недалеком прошлом в Китае с его огромным населением и высокой рождаемостью, родители часто убивали новорожденных детей и особенно девочек, особенно, когда вышел закон, разрешающий иметь только одного ребенка. Слабые дети и девочки особенно - не имели права на жизнь
Если обратить внимание на соотношение  девочек и мальчиков, то можно заметить , что коэффициент обычно составляет 1.04-1.05 . Т.е. мальчиков рождается немного больше и умирает тоже больше. Среди умерших соотношение еще более неравное и составляет 1.2-1.6. Т.е., природа способствует рождению большего числа мальчиков чем девочек, ведь потом мужчин все равно окажется меньше. Во взрослом возрасте этот коэфффициент сначала приближается к единице, а затем к пожилому возрасту количество женщин  заметно превышает количество мужчин этого возраста. Но в Китае и сейчас количество умерших девочек выше, чем мальчиков. Та же картина и в Индии. Таким образом, можно предположить, что какое-то количество девочек в этих странах по-прежнему погибает не своей смертью. Слабые и нежеланные дети тоже имеют меньше шансов на выживание.
 Дети, жизнь которых  сохранили, должны быть благодарны своим родителям за такой подарок  всю жизнь. Т.к. девочки менее желанны в семье (об этом можно прочесть в разных источниках, см. ссылки), то они должны с большим усердием доказывать свое право на полноценную жизнь, делать все, что в их силах и даже сверх этого. Неполноценность девочки , а затем и женщины сидит в ней на бессознательном уровне и  является сильным мотиватором к выживанию, заставляя напрягать все свои способности для достижения успеха и побед.Когда она становится матерью, ее страхи переносятся на детей и, в первую очередь, на дочерей. Возможно, что корни фанатизма лежат где-то там

Следующей тема- "еврейская мама". Этот феномен имеет совсем другие корни.