пятница, 25 февраля 2011 г.

Еврейская мама.

  Есть немало анекдотов о еврейской мамочке, и вот два из них:
 В Одессе по Дерибасовской идет еврейская мама и ведёт за руки двух мальчиков. Её встречает знакомая:
- Здравствуйте, Сара Абрамовна. Какие милые крошки! Сколько им лет? 
Гинекологу шесть, а юристу четыре.


Циля Моисеевна с балкона зовет загулявшегося сына:
 -Абраша, домой!
-Мама, а что я замерз?
-Нет, сынок, ты хочешь кушать!

 Чрезмерно заботливое отношение еврейской мамы к своим детям как раз и делают эти маленькие картинки смешными.
В первом случае, мама с раннего возраста своих детей уже знает, что именно из них она "сделает", их жизненный путь определен мамой по собственному выбору. Притязания мамы обязательно включают высшее образование детей, а выбранная профессия обеспечит им известность и безбедное существование. 
Во втором случае, симбиоз ребенка и матери продолжается все детство, а может быть, и всю жизнь. Мама "точно" знает , что нужно ребенку, что лучше для него, сам ребенок в этом не сомневается, поэтому игнорирует даже собственные чувства.
Еврейская мама посвящает себя своему ребенку и любит его так сильно, что ради такой любви он откажется от самого себя, от своих потребностей, желаний и мечтаний, и будет готов сам посвятить свою жизнь  любимой мамочке. Эта любовь дает ребенку сил преодолевать невозможное, оправдать  надежды матери  и стать таким, каким она хочет его видеть.
Как это достигается?
Еврейская мама — популярный герой шуток. Еще с детства помню два очень коротких, но емких и любимых в нашей семье анекдота: «Чем отличается еврейская мама от арабского террориста? — С террористом можно договориться» и «Чем отличается еврейская мама от ротвейлера? — Ротвейлер когда-нибудь может отпустить». Все эти истории не были бы так смешны, если бы не были правдивы и обусловлены гипертрофированной сверхзаботой, сверхопекой и cверхлюбовью. 
В еврейской маме генетически заложены такие качества, как забота, стремление к полной опеке и устройству жизни любимого чада по своему усмотрению, желание для своего ребенка большого будущего и предприимчивость на пути к осуществлению этого проекта. Однако далеко не всегда этот достойный набор качеств приводит к желаемому результату. К чему он приводит точно, так это к формированию у ребенка «комплекса еврейской мамы».
Проявляться у ненаглядных чад этот комплекс может по-разному. Наверняка у каждого из нас есть хотя бы один знакомый, который так сильно привязан к своей маме, что не способен без нее принять сколько-нибудь важное решение. Иногда этот комплекс проявляется в том, что дети получают прекрасное образование, становятся докторами, адвокатами и лауреатами Нобелевских премий только ради того, чтобы порадовать любимую маму, а не потому, что они сами этого хотят.
Есть еще один аспект. Еврейские мамы задают очень высокую планку своеобразной сверхженщины, до которой далеко не все девочки готовы дотянуться с первой попытки. Именно поэтому некоторые мужчины никак не могут остановить свой выбор, а если и останавливают, то их матери зачастую не признают избранную кандидатуру достойной парой своему любимому сыну.

А вот еще один автор:
Статья  Хана Сара Редклиф
"Родители отвечают за воспитание своих детей и формирование их характера; в семье необходимо утвердить родительскую власть и добиваться дисциплины, прибегая, когда требуется, к наказанию". Невозможно воспитывать детей, не приучая их к дисциплине и послушанию. Рождаясь, ребенок не понимает разницы между добром и злом, истиной и заблуждением — он "дик, как молодой осел". Он не способен руководствоваться моральными соображениями, напротив — он инстинктивно стремится делать лишь то, что ему приятно. Обязанность родителей — направить детей на верный путь, какой бы трудной ни показалась им эта задача. Безусловно, справиться с ней невозможно без истинной родительской любви, т.е. любви, которая заставляет делать все для пользы своих детей, а не искать легких путей в воспитании. "Кто щадит розгу, ненавидит своего сына, а тот, кто любит его [сына], наказывает с детства". Иными словами, родители не уходят от трудностей, неизбежных в борьбе за дисциплину, и тем самым обеспечивают своим детям здоровое нравственное развитие.
В чем же заключаются трудности, связанные с дисциплинированием? Во-первых, родителям нелегко переносить недовольство ребенка, видеть его слезы, выслушивать жалобы и капризы — все это малоприятно, особенно если ребенок наотрез отказывается подчиняться. Родителям инстинктивно хочется, чтобы дети были постоянно довольны и счастливы. Нелегко вдруг стать явной причиной огорчений — пусть даже и временных. Другая трудность — в выборе правильной воспитательной тактики в каждом отдельном случае. Какое наказание выбрать, чем заставить детей беспрекословно выполнять родительские требования, как избежать повторения проступков в будущем? Некоторые наказывают не в меру сурово, другие — наоборот, недостаточно строго и слишком редко. В тонком искусстве дисциплинированна необходимо приобрести знания и мастерство.
...основополагающий принцип в воспитании детей — "левая рука (т.е. дисциплина) отталкивает, а правая рука (т.е. любовь и доброта) приближает". Но, несмотря на то, что слова о "левой руке" идут первыми, "правая рука" важнее левой, потому что дает ребенку необходимое чувство, что его любят. Ребенок подчинится дисциплине, только если она основана на любви, потому что тогда он понимает, что строгость — для его же блага, оттого что родители любят его и стараются помочь ему улучшить свое поведение.
Итак, еврейским родителям необходимо приучать детей к дисциплине, внушать страх к себе, воспитывать в страхе перед Всевышним, наставлять детей на правильный путь.

воскресенье, 6 февраля 2011 г.

О китайских традициях в воспитании детей.

"Китайская мама" в лице Эми Чуа уверена, что строгость, требовательность и принуждение необходимы для того, чтобы ребенок, не обладающий пока что достаточной силой воли, обнаружил свою способность преодолеть слабость и добиться победы. Она готова  и даже "рада быть тем родителем, которого ненавидят"  ради этой победы. Ее внутренняя убежденность в возможностях  ребенка так велика, что она готова биться столько, сколько потребуется, чтоб   вытащить их наружу. Запрет на еду, питье, на отдых и даже на туалет усиливают сосредоточенность на задаче. Не позволено удовлетворение "низких" потребностей, пока не достигнута "высокая" цель. Мать кричит, угрожает,  но она  здесь же рядом, она заодно с дочкой готова терпеть голод и жажду, не ходить в туалет, они победят вместе в этом бою.   
Зато, когда дочь, наконец, сумела сыграть так, как надо - они счастливы обе, они гордятся собой, дочь вознаграждена сполна, она получает доказательства материнской любви и признания.
Мать учит своего ребенка не сдаваться, учит не словами, а собственной жертвенностью и вовлеченностью в подобные "военные действия". 
Если другой родитель, очарованный эффективностью подобных методов, попробует их применять - скорее всего, результат получится другой. Такой фанатизм невозможно имитировать, ему невозможно подражать, нужно быть такой мамой по сути. Если сама Эми выросла в Китае, в такой же семье, то такое материнское поведение аутентично для нее. 


Все мы родом из детства и детство наше корнями уходит в историю нашей родины. Но историческое прошлое почти всех стран не может похвалиться гуманным отношением к детям. Одни страны ушли от него дальше, и прогресс в воспитании детей там очевиден. В других странах  дети по-прежнему воспринимаются и используются взрослыми как собственность в личных целях. Демократическое устройство общества и отношение к детям имеют связь, положительную корреляцию.
Ллойд де Моз в своей известной многим книге "Психоистория" знакомит читателей с историческим прошлым, обращая внимание не на то, что происходило, а на то, какова была мотивация , почему происходили те или иные исторические события и процессы. Он проводит тщательный анализ эволюции детства на протяжении разных исторических периодов в разных странах, приводит убедительные факты для доказательства своей теории и добивается того, что психоистория становится научным направлением, которое занимается установлением закономерностей  исторической мотивации.
Мир и войны тесно связаны с тем, как проходит детство людей в странах, в которых установилась демократия и тоталитарный или военный режим. Страны, в которых демократия победила давно и завоевала прочные позиции - отношение к детям иное, нежели в тех странах, где еще недавно царил тоталитаризм, где происходят революции, свержения правительств, смена строя. Даже в цивилизованной Европе отношение к детям весьма неоднозначно. И сейчас можно услышать громкие голоса в пользу жестокого наказания  детей за непослушание, лень,  неуважительное отношение к взрослым.
Ллойд де Моз обращает внимание на то, как связаны демократические преобразования в обществе и детская смертность. 
В Китае детская смертность  заметно выше, чем в Европе, однако, есть много стран, в которых она еще больше. Вот данные по некоторым государствам, полученные ЦРУ совсем недавно, в 2010 году.  Первая строчка цифр - это младенческая смертность на 1000 младенцев до года, родившихся живыми. Вторая строчка цифр - это соотношение полов той же младенческой смертности (мальчики/ девочки).



Швеция
Япония
Франция
Финляндия
Германия
Израиль
2,74
2,79
3,31
3,45
3,95
4,17
2,9/ 2.6
3/ 2,6
3,6/ 3
3,8/ 3
4,4/ 2,6
4,3/ 4



Евросоюз
США
Эстония
Латвия
Россия
5,61
6,14
7,19
8,59
10,33
6,3/ 4,9
6,8/ 5,4
8,3/ 6
10,4/6,7
11,7/ 8,7

Китай
Индия
Афганистан
Ангола

Мир
16,51
49,13
151,5
178,1
44,13
15.8/17.3
47,7/ 50,7
155/ 148
155/166
46,2/41.9


О чем могут говорить эти цифры? О том как велика ценность ребенка в обществе, какова забота о детях, об их жизни и здоровье во время родов и в младенческом возрасте (до года), насколько развита система здравохранения, какова забота о беременных женщинах и роженицах. Самый низкий показатель смертности младенцев (1,78) отмечен в европейском государстве Монако южнее  Франции, затем следует Сингапур (2.32) и Бермуды(2.46), затем Швеция (2.74). В Анголе самый высокий показатель, здесь умирает каждый 5-6 родившийся живым ребенок и до 5 лет доживает лишь 25% детей. Это ужасающая статистика! Кроме того дети в Южной Азии и Африке подвергаются избиениям, сексуальному насилию, они голодают и очень рано привлекаются к тяжелому труду.
В Китае и Индии на сегодняшний день картина выглядит значительно лучше, чем в тех странах и намного лучше, чем еще 50-100лет назад. Еще в недалеком прошлом в Китае с его огромным населением и высокой рождаемостью, родители часто убивали новорожденных детей и особенно девочек, особенно, когда вышел закон, разрешающий иметь только одного ребенка. Слабые дети и девочки особенно - не имели права на жизнь
Если обратить внимание на соотношение  девочек и мальчиков, то можно заметить , что коэффициент обычно составляет 1.04-1.05 . Т.е. мальчиков рождается немного больше и умирает тоже больше. Среди умерших соотношение еще более неравное и составляет 1.2-1.6. Т.е., природа способствует рождению большего числа мальчиков чем девочек, ведь потом мужчин все равно окажется меньше. Во взрослом возрасте этот коэфффициент сначала приближается к единице, а затем к пожилому возрасту количество женщин  заметно превышает количество мужчин этого возраста. Но в Китае и сейчас количество умерших девочек выше, чем мальчиков. Та же картина и в Индии. Таким образом, можно предположить, что какое-то количество девочек в этих странах по-прежнему погибает не своей смертью. Слабые и нежеланные дети тоже имеют меньше шансов на выживание.
 Дети, жизнь которых  сохранили, должны быть благодарны своим родителям за такой подарок  всю жизнь. Т.к. девочки менее желанны в семье (об этом можно прочесть в разных источниках, см. ссылки), то они должны с большим усердием доказывать свое право на полноценную жизнь, делать все, что в их силах и даже сверх этого. Неполноценность девочки , а затем и женщины сидит в ней на бессознательном уровне и  является сильным мотиватором к выживанию, заставляя напрягать все свои способности для достижения успеха и побед.Когда она становится матерью, ее страхи переносятся на детей и, в первую очередь, на дочерей. Возможно, что корни фанатизма лежат где-то там

Следующей тема- "еврейская мама". Этот феномен имеет совсем другие корни.