суббота, 27 февраля 2010 г.

Неустойчивый характер


 Главные  черты:
  • Безудержная тяга к удовольствиям  и развлечениям
  • Слабая сила воли
  • Проблемы развития нравственной сферы (нарушение норм, правил, законов)
  • Импульсивность
  • Сила инстинктов
Другие  черты:
  • Слабость перед соблазнами
  • Непостоянство интересов,  увлечений
  • Безответственность
  • Нетерпеливость
  • Сильная  зависимость от среды и окружения
  • Нежелание учиться, трудиться
  • Гневливость, раздражительность, плохое настроение, скрытые страхи
  • Проявление физической и словесной агрессии
  • Ригидность мышления
  • Упрямство, негативизм
  • Неспособность встать на место другого,  понять его мысли и чувства
  • Физическая сила, хороший аппетит, тяга к сладкому
  • Стремление к сильным  или новым ощущениям 
Положительные  черты:
  • В спокойном состоянии  им свойственна  доброта,  заботливое отношение к детям,  готовность прийти на помощь,  любовь к животным
  • Хорошо развитая интуиция
  • Искренность
Путь к изменениям:
  • Осознание и понимание своего характера и причин своих проблем
  • Осознание ценности своего идеала
  • Рефлексия своих чувств, мыслей, действий (чаще задавать себе вопрос: «зачем?»)
  • Развитие способности к усилиям
  • Развитие способности к самоконтролю
  • Развитие волевых качеств
  • Развитие способности к сочувствию.
  • Развитие способности понимать чужие  точек  зрения
  • Постановка целей  и  достижение целей (не связанных с удовольствием).
  • Развитие моральных норм
  • Поддержка ценности развития силы воли (со стороны близких людей) 
Роль биологических  и воспитательных факторов 
  • Нередко обнаруживается похожий характер у родителей, прародителей
  • Неблагоприятная беременность и роды у матери, что вызвало асфиксию мозга.
  • Травмы мозга (падения, ушибы), тяжелые заболевания, которые повлияли на физиологию мозга.
  • Попустительский стиль воспитания (ребенку все позволяется)
  • Непоследовательный стиль воспитания (отсутствие четких и постоянных требований  и норм)
  • Игнорирование усилий ребенка
  • Асоциальная среда в детстве и подростковом возрасте

суббота, 20 февраля 2010 г.

Нарцистический характер.


Главные  черты: 
  • преувеличенное  чувство  собственной  значимости    
  • отсутствие  эмпатии  (сочувствия)
  • нетерпимость  критики,  которая  вызывает  ярость, униженность,  стыд
Другие  черты
  • высокомерное  (иногда  презрительное  или  неуважительное  к  другим) поведение
  •  в  отношениях  присутствует  холодность
  • зависть  к  достижениям  других
  • фантазии  об  успехе  и  неограниченной  власти
  • вера  в  собственную  уникальность,  которую  «никто  не  способен  оценить»
  • потребность  в  восхищении
  • отношения  сохраняют  только  с  теми,  кто  их  обожает,  преклоняется, восхищается,  сочувствует,   заботится  о  них  и  защищает
  • эксплуатативность  в  межличностных  отношениях
Положительные  черты:
Прикладывает  много  усилий,  чтоб  достигнуть  высокого  уровня  знаний,   или компетентности,  или  каких-то  умений (чтоб  быть  «самым- самым»)
Путь  к  изменениям:
·        осознание  глубинных  оснований  своего  характера,  а  именно,  страх  оказаться  никем  и  страх  собственного  ничтожества,
·        принятие  возможности  собственной  значимости  и  уважения  к  себе  истинному даже  при  наличии  собственной  слабости  и  несовершенства
·        стремление становиться  все больше самим собой, осуществляя свое бытие в  мире
·        принятие  возможности  уважения  к  любому  человеку,  несмотря  на  его  слабость и  несовершенство
·        развитие  в  себе  способности  ценить  себя  и  других  людей  такими,  как  есть,  несмотря  на  слабость  и  несовершенство
·        осознание  ценности  бытия  каждого  человека
Роль  родителей  и  особенно  матери:
  • Если  мать  или  отец (незрелые  родители)  слишком  сильно  хотят,  чтоб  ребенок  был  именно  таким,  каким  им  хочется,  то  они  закладывают  фундамент  нарциссической  личности.  Каждый  раз ,  когда  он  не  оправдывает  их  надежды,  он получает  послание  «ты не такой,  как надо»)  и  отказывают  ему  в  любви.
Маленький  ребенок  так  сильно  зависит  от  родителей,  что  готов  ради  них  отказаться  от  своего  бытия  и  от  себя  истинного.  Когда  он  не  соответствует  их  представлениям,  и  видит  это  в  их  глазах,  слышит  в  их  голосе,  то  испытывает  сильный  страх    собственного  ничтожества  и  «плохости». 
Для  маленького  ребенка  это  непереносимо  и  подобно  смерти.  Поэтому  он  будет  изо  всех  сил  соответствовать, создавая ложную  личность,  а  когда  сил  или  способностей  не  хватает,  он  или  полностью  падает  духом (до самоубийства),  или  становится  чрезвычайно  агрессивным  по  отношению  к  тем,  кто  угрожает  величию  его  ложной  личности  или  сомневается  в  ней.  
Зрелые  же  родители  обеспечивают  маленькому  ребенку  чувство  собственной  значимости( «с  тобой  все  в  порядке»),  позволяя  ему  быть  слабым  и  в  чем-то  неспособным.  Они  готовы  пожертвовать  своими  амбициями  в  пользу  его  права  быть  таким,  каков  он  есть.

понедельник, 15 февраля 2010 г.

Все нынешние дети - Индиго?

"Говорят, что «дети Индиго» пришли

на Землю с чрезвычайно важной миссией.
Очень скоро, уже в этом десятилетии Земля
переходит в другое измерение и только дети
индиго знают, как совершить этот переход."

(из разговоров родителей)
«Расскажите нам про детей Индиго».
С такой просьбой обратились ко мне почти одновременно несколько родителей после родительского собрания, которое провел в нашей гимназии известный педагог и ученый Шалва Амонашвили. Кто-то из родителей затронул эту тему, но из-за дефицита времени не удалось ее осветить более подробно.

В Интернете можно найти большое количество противоречивых статей, в которых утверждается или ставится под сомнение сам факт существования такого явления, как «дети Индиго». У каждого человека есть право занять ту или иную позицию, сначала познакомившись с каждой из них
.
Когда и откуда появился этот термин? Вот справка из Википедии:
"Дети Индиго— термин, введённый американским экстрасенсом Нэнси Энн Тэпп в 1982 году для обозначения детей, которые, по её мнению, обладают аурой цвета индиго. Широкое распространение термин получил в 1999 году после успеха книги Ли Кэрролла и его жены Джен Тоубер «Дети Индиго. Новые дети уже пришли».
Ли Кэрролл — американский медиум, лектор и писатель в духе Нью-Эйдж (общее название совокупности различных мистических течений и движений, в основном оккультного, эзотерического характера)".

Любопытно, почему вдруг идея экстрасенса оказалась столь волнующей, что овладела умами людей в разных странах? Почему книга медиума сразу стала столь популярной? Академическая наука развивается, образованность людей растет – и вдруг такой успех книги "Дети Индиго", относящейся к парапсихологии, т. е. к ненаучному направлению.
Так ли сильно отличается новое поколение детей от предыдущего?

Любознательные читатели могут познакомиться не только с материалами Википедии, но и с другой литературой и материалами Интернета, касательно детей Индиго, экстрасенсов, оккультных и эзотерических знаний. Можно поинтересоваться также мнениями Православной Церкви и академической науки по этому вопросу.

Моя задача – высказать свою точку зрения и для этого я хочу воспользоваться текстами авторов первых книг об Индиго.

Вот начало следующего диалога:
Интервью Джен Тоубер с Нэнси Энн Тэпп к выходу книги «Дети индиго. 10 лет спустя»(2009 г.)
Джен: Я хочу спросить вас о Кристальных и Золотых Детях. Видите ли вы эти новые цвета?
Нэнси: Мне ничего не известно ни о Кристальных, ни о Золотых Детях.
Дж.: Знаете ли вы, что есть люди, которые видят эти цвета?
Н.: Я вижу только индиго. Раньше я чувствовала, что должно появиться два цвета, но пока я видела только один.
Дж.: И это цвет индиго!
Н.: Да, индиго.
Дж.: Итак, по вашим данным, появился только тип людей Индиго?
Н.: Да, только Индиго, но он подразделяется на двенадцать разных типов личности. Этот цвет делится на четыре типа, а каждый из них включает в себя три дополнительных подтипа личности.
Дж.: Скажите, что подсказывает вам интуиция? Каким образом люди Индиго повлияют на будущее человечества?
Н.: Они изменят этот мир. Знаете, все мы выросли с установкой «Ни о чем не спрашивай; ничего не говори». Если наши проделки оставались незамеченными и сходили нам с рук, мы думали, что поступили правильно. Мы выросли с верой в авторитет и правила. А Индиго ведут себя иначе. Они прямолинейны, все говорят начистоту и хотят услышать такие же откровенные ответы. Они изменят систему ценностей нашего мира; Индиго — международное явление, и они будут способствовать развитию глобализации. Это видно уже сейчас
Дж.: Нэнси, скажите, пожалуйста, каков процент Индиго среди детей до десяти лет?
Н.: Девяносто семь процентов детей в возрасте до десяти лет и шестьдесят процентов детей старше пятнадцати лет...

Итак, 97% детей в возрасте до 10 лет можно отнести к Индиго и только 3 % - к остальным, на которых Индиго не похожи. Т.к. мы, работники школ, ежедневно находимся в обществе детей, то должны заметить, что имеем дело с особенными людьми, не такими, как мы сами и даже не такими, как дети постарше. Но в 1982 году, когда благодаря именно Нэнси Э. Тепп появился этот термин , уже тогда таких детей было 90% и рождались они, следовательно, еще в 70х годах. Т.е. родителями сегодняшних Индиго являются тоже Индиго, и к «особенным» детям, выходит, нужно относить не 97%, а оставшихся 3%, которые живут без ауры.
Вся эта математика меня смущает, но я попробую от нее абстрагироваться и обращусь к описанию особенностей детей Индиго.

Десять характерныx признаков «детей Индиго» согласно Ли Кэрроллу:
1.Они приходят в мир с ощущением своей царственности. 2.Они часто видят лучший способ, чтобы что-то сделать - как дома, так и в детском саду и школе, поэтому кажутся «чудесами системы». 3.По своей природе они не судят людей. 4.Они знают, что жизнь является гораздо большим, чем мы видим. 5.Они с легкостью общаются с животными и растениями. 6.Они чувствуют, что они «достойны быть здесь», и удивляются, когда другие не разделяют эту точку зрения. 7.Они более чувствительные. 8.Они выдают духовные истины в раннем возрасте и показывают понимание мира вне зависимости от своего возраста. 9.Они кажутся асоциальными и необщительными, если не оказываются в кругу себе подобных. И порой замыкаются в себе, если рядом не находится человек, который бы их понял. 10.У них обострено чувство помощи людям.

Если мы внимательно присмотримся к этим признакам, то заметим, что, или признаки формулируются нечетко, или всем Индиго «ничто человеческое не чуждо»:
Посмотрим 1й признак - «ощущение царственности» (как это можно узнать? дети сами об этом говорят?), 2й признак - "они видят лучший способ что-то делать" (непонятно, что значит «лучший»?, по сравнению с кем? с другими 97% Индиго?), 3й признак - «не судят людей» (дети только и делают , что делят сверстников и взрослых на «хороших и плохих»), 4й признак относится ко всем людям без исключения, 5й признак характерен для части детей и взрослых, независимо от «индиговости», 6й признак, вообще-то, имеет право быть у всех людей, если с детства их любили, 7й признак – "более чувствительные" (т.е. чувствительнее, чем остальные 3%?), 8й признак - под большим вопросом - что значит «независимо от возраста»? Я знаю, что маленькие дети вообще не имеют сложившегося миропонимания, оно складывается постепенно под влиянием окружающих взрослых, через собственный опыт, через веру, через образование. «Мудрость» о мире, которую произнесет какой-нибудь малыш, чаще всего окажется услышанной фразой, хотя порой дети действительно могут удивить взрослых своей мудростью, 9й признак "кажутся асоциальными и необщительными среди не таких, как они сами" (кому так кажется?), а 10й признак, опять- таки, присутствует у многих людей независимо от «индиговости».

Познакомившись с перечисленными признаками, прихожу к выводу, что они не создают портрет Индиго. Познакомимся теперь с типологией Индиго.

Всех детей Индиго Нэнси Тэпп делит на следующие 4 типа:
• «Гуманисты» - гиперактивные, коммуникабельные, дружественные, неуклюжие, неаккуратные, любящие читать любимые книжки. Это врачи, юристы, учителя, моряки, бизнесмены, политики.
• «Концептуалисты». Это будущие инженеры, архитекторы, дизайнеры, астронавты, пилоты и военные. Они не бывают неповоротливыми и обычно хорошо сложены. Они управляют родителями, но лишившись родителей, имеют огромные проблемы. Имеет склонность к пагубным привычкам, особенно к наркотикам в подростковом возрасте.
• «Художники». Эти дети гораздо более чувствительны, чем представители других категорий Индиго. Обычно они легкого телосложения. Они погружены в разного рода искусства. Они склонны к творчеству, это будущие учителя, актеры и художники.
• «Живущие во всех измерениях». Они крупнее, чем другие Индиго. Когда им исполняется год или два, вы уже не можете им ничего сказать. Они отвечают вам: "Я знаю. Я могу сделать это сам. Оставь меня". Это те люди, которые несут в мир новые философии и новые религии. Они могут быть задирами и забияками, не умеют приспосабливаться к другим.

Как психолог могу сказать, что такая типология весьма противоречива внутри каждого типа.

"Гуманисты" - неуклюжие, неаккуратные, гиперактивные и дружественные. Гиперактивность, например, создает детям много проблем для дружеских отношений. Их не любят сверстники за их чрезмерную подвижность, разговорчивость, непредсказуемость. Гиперактивные дети обычно не любят читать, т.к. быстро теряют интерес и быстро утомляются. Непонятно, почему именно из них должны в будущем получиться такие разные специалисты, как врачи, учителя, юристы, моряки, политики, бизнесмены?
"Концептуалисты" смущает такими связями, как концептуальность, проблемы с родителями, хорошее сложение фигуры, направленность на инженерно-технические, дизайнерские и военные профессии.
Третий тип как будто понятен – чувствительные "художники" легкого телосложения. Хотя в жизни мы встречаем людей искусства разного телосложения и разного характера.
Четвертый тип " живущие во всех измерениях", крупные, задиристые, неуживчивые, своенравные и это - будущие философы и религиозные деятели.

Для психологов такая типология покажется не очевидной и противоречивой.

Далее в книге мы встречаемся с большим количеством других характеристик детей Индиго, которые охватывают весь спектр человеческих проявлений так, что трудно выделить из них наиболее существенные, отличающие детей Индиго от детей не Индиго.
Получается, что мы так и не получили от авторов определенности в этом вопросе.

Ясно одно, что дети Индиго приносят много хлопот , иногда удивляют, иногда восхищают, приводят в тупик, вызывают порой тревогу и страх у родителей и воспитателей ( как обычно бывает со всеми детьми), поэтому взрослые должны как можно быстрее их понять и научиться жить рядом с ними.

Может быть стоит закрыть тему Индиго и перейти к теме «трудных» детей? Интересно, что истории детей, которые приводятся в книгах об Индиго и рассказы читателей о себе, о своих или знакомых детях, обращают на себя внимание определенными особенностями, которые не перечисляются в характерных признаках и которые действительно достойны изучения. Таких детей, конечно, не 90%, а значительно меньше, но есть нечто, их объединяющее - назовем это явление условно "индиговостью"
Продолжим тему, обратившись к специалистам.

Член-корреспондент Российской академии образования, доктор психологических наук Вадим Артурович Петровский, посвятивший многие годы детской психологии, описывает современную проблему отцов и детей следующим образом:

— Прежняя логика отношений между поколениями, когда дети сами становятся отцами и начинают морочить голову своим собственным детям, в современном обществе нарушается в силу того, что его реалии более динамичны, чем прежде. Есть исследования, которые говорят, что сегодня темпы общественного развития опережают темпы развития возрастного.

Сторонники теории «индиго» утверждают, что талантливых, нестандартных детей в последнее время становится всё больше. Вот тут непременно требуется уточнение: всё же талантливых или нестандартных? Нестандартность, отклонение от нормы отнюдь не обязательно несёт положительный знак. Детские психиатры констатируют: маленьких пациентов с синдромом дефицита концентрации внимания (СДКВ) и гипервозбудимостью действительно становится всё больше. К сожалению, считать эти отклонения очевидными признаками таланта возможно отнюдь не всегда. Дети меняются под влиянием изменений, происходящих с планетой и со всем обществом. Успехи медицины существенным образом изменили механизмы естественного отбора. Снижение младенческой смертности — несомненное благо — на фоне сокращения рождаемости оборачивается изменением и ослаблением генофонда человечества. Стремительное ухудшение экологической обстановки тоже оказывает весьма существенное влияние на здоровье нового поколения уже с момента зачатия.

Но что же представляют собой исключительные качества «детей-индиго» с точки зрения современной психиатрии и психологии? Далее - слово доктору психологических наук В. Петровскому.

Доктор биологических наук, ведущий исследователь Латвии, генетик Екаб Райпулис бросил перчатку мощному противнику в лице всемирной потребительской индустрии. Райпулис вступает с ними в научный спор.
.... — Я генетик по образованию, и меня, конечно, интересует, как материализуется заложенная информация, как формируется мозг ребенка. Авторы исследований о детях-индиго пишут, что наступила новая эра, когда некие космические вибрации вызвали появление новых людей с новым поведением и структурой организма и новым пониманием, гораздо более высоким, чем у нас.В этих статьях много спекуляций по поводу якобы генетических открытий, различных фальсификаций. Те, кто пишет подобное, пользуются тем, что обычные люди не знают генетики, но как наука она сейчас очень популярна. Если кто-то хочет создать секту, он просто вырывает необходимый тезис из научного контекста и преподносит его как откровение. Мы действительно очень многие явления не можем объяснить с научной точки зрения, и тогда возникает религия, которая старается объяснить или обосновать происходящее высшими силами. Так возникают эзотерические, интуитивные ощущения, из которых кто-то пытается вывести научные явления. Далее ..Дети-индиго — искусственно придуманное явление.

Ссылки:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Нью-Эйдж
http://ru.wikipedia.org/wiki/Дети_индиго
http://lib.rus.ec/b/162062/read
http://chudetstvo.ru/stati/psixologiya-rebenka/930-deti-indigo-pravda-ili-vymysel.html http://www.sobesednik.ru/publications/sobesednik/2008/01/2/indigo_children/
http://prschik.kiev.ua/deti-indigo.html

пятница, 15 января 2010 г.

Типы агрессии у детей


Школа давно перестает быть тем местом, где старшие школьники при виде учителя «соблюдают дисциплину», а младшие – изо всех сил стараются «быть хорошими». Все чаще учитель начальной школы оказывается в тупике, будучи не в силах прекратить агрессивные выходки младших школьников, часто происходящие прямо на его глазах.
Все это было и раньше, но значительно реже, особенно среди маленьких детей.
Авторитет учителя был несравненно выше, его появление сразу нейтрализовывало агрессию и поэтому ему не было нужды разбираться в природе агрессии.

Гуманизация и демократизация образования происходит на фоне дегуманизации общества и этим самым система образования во всем мире бросает вызов обществу, надеясь гуманным отношением к ребенку способствовать развитию в нем «самого человеческого». Учитель нуждается сегодня в самых разнообразных психологических знаниях, т. к именно на учителя возложена миссия «сеять разумное, доброе, вечное», и он хочет быть компетентным, в частности, при встрече с детской агрессией.


Длительное наблюдение психологов за детьми и подростками, проявляющими агрессивное поведение, позволило выявить несколько наиболее часто встречаемых типов детской агрессии в школе.


Типы агрессии.

Агрессия при гиперактивности.

Проявляется в виде приставаний к другим детям, бессмысленных драк, неадекватных реакций, вспыльчивости, возбудимости, вторжения на чужую территорию, порчи имущества и т.д. Это связано с трудностями адаптации ребенка в той среде, которая предъявляет слишком высокие требования для его уровня зрелости, а также характеризует неспособность ребенка структурировать свою деятельность, видеть в ней смысл, ставить цели. Для такого ребенка мир - это хаос и он беспорядочно откликается на «что попало».


Позиция учителя: обязательное сотрудничество с психологом и родителями.
Ребенок нуждается в правильном понимании его проблем, поддержке со стороны взрослых и наблюдении специалистов. Учитель может взять на себя роль того, кто помогает ребенку обнаруживать смыслы, выстраивать картину мира, понимать мир человеческих отношений, направлять его деятельность, осознавать себя, свои чувства, желания, действия.


2. Агрессия лидерства.
Проявляется в виде эгоцентричного стремления к лидерству и власти (и несогласия с ролью «второго плана»), соперничества, попытки подавить соперника, (включая порой и учителя), вызывающего поведения, нарушения дисциплины. Иногда –это свойства темперамента, которые станут ценными чертами характера в процессе социализации. Иногда таким становится ребенок в семье, где процветает авторитарный стиль отношений. Иногда потребность власти есть компенсация нереализованной потребности в любви и признании.


Позиция учителя: воспитательные воздействия, развитие эмпатии ( т.е, способности к сопереживанию), внимания к другим и понимания того, что лидер не тот, кто громче командует, а тот, кто умеет вызвать уважение и доверие, кто организует других и берет на себя ответственность. Учитель может передавать часть своих полномочий и власти, давать ему поручения и просить о какой-то помощи. Затем важно выразить свою благодарность и уважение, т.е., удовлетворить потребность в значимости.
Если поведение ребенка или подростка «переходит границы», возникает необходимость напомнить ему о существовании правил и последствиях их невыполнения (т.е. о санкциях,принятых в данной школе или по данному случаю), при этом учитель должен быть твердым и последовательным, сдерживать свое слово. В особо трудных случаях в школе может практиковаться проведение консилиумов или супервизорских групп, где
учителя могут получать от коллег профессиональную помощь.


3. Агрессия демонстративности.
Проявляется в виде постоянных попыток привлекать к себе внимание любой ценой, включая арессивные выходки. Вызывающее поведение явно рассчитано на зрителя. Ученик может принимать роль клоуна, «супермена», умника и пр.
Получение внимания таким способом свойственно маленьким детям (когда родители не замечают ребенка, он привлекает их внимание какой-нибудь выходкой, после чего его наконец-то замечают), и если это происходит часто, такое поведение закрепляется. Иногда такое инфантильное поведение является следствием реального дефицита любви и внимания к ребенку с детства.


Позиция учителя: оказывать знаки внимания при положительном поведении. Вызывающее поведение игнорировать или применять санкции, не играя с ним в его игру. Доносить до сознания цель его поведения и необходимость ответственности за свои действия.


4. Агрессия мести.
Проявляется во враждебности, мстительности, подозрительности, недоверии. Это - способ восстановления справедливости, желание защитить себя от «врагов», Иногда ребенок растет в неблагополучной семье, где нет любви. Иногда его отвергают как нежеланного или «несоответствующего». Иногда ребенок не нравится другим детям или учителю из-за своей необычности, «неудобности».


Позиция учителя: т.к. эти дети не верят в любовь и доброту и при этом нуждаются в ней, то взрослый может попытаться найти « ключик» к такому ребенку, давая ему любовь и заботу без всяких условий.


5. Агрессия страха.
Страхи заставляют ребенка или подростка «быть во всеоружии», т.е. быть готовым отразить нападение или другую опасность. Как правило, страхи носят преувеличенный характер (например,боясь насекомых, человек раздавит паука или жука, даже если тот совершенно безвреден) и агрессивная реакция нередко бывает чрезмерной и опережающей.


Позиция учителя: обычно у этих детей повышенная агрессивность сочетается с трусливостью, поэтому коррекция агрессивности невозможна без работы со страхами. Т. е, здесь тоже необходима помощь психолога. Учитель помогает ребенку отрефлексировать страхи «как нормальное явление» и затем набирать «арсенал» возможных реагирований на них.

6.Агрессия тревоги.
Т.к. тревога не имеет осознанного источника, часто необъяснима («что-то гнетет», «что-то плохо», что-то «не так»), то агрессия или направляется внутрь («на тревогу») и проявляется в переедании, употреблении сладостей, жевательных резинок и т.п. ( как кричащего по неизвестной причине младенца мать нетерпеливо «затыкает» соской или грудью), а также в пустой трате времени, просиживании у телевизора, компьютера, игровых автоматов ( попытка обмануть или заглушить тревогу), или направляется вовне в виде раздражения, ворчания, сплетен, передаче слухов, «страшной» информации, недовольстве « всеми и вся »,(маленькие дети могут злиться и вредничать без видимой причины). Агрессия не выражается прямо, направляясь куда-то в пространство, иногда запуская раздражение (т.е. агрессию) у слушающего.


Позиция учителя: коррекция агрессии невозможна без осознания тревоги. Иногда этому способствуют доверительные беседы с ребенком или подростком на темы, касающиеся его отношений со одноклассниками, с другими ребятами, с родителями, его успеваемости, его отношения к себе и т. д. Иногда ребенок с готовностью идет на такие беседы, в беседе осознает свои страхи и они перестают носить характер тревоги. Иногда он стесняется учителя, но соглашается говорить с психологом. Вообще, работа с тревогой обычно требует компетентности и значительных затрат времени.


7. Агрессия вины.
Т.к. чувство вины вызывает душевное страдание, то человек скорее всего желает избавиться от него, либо искупив вину поступком, либо направив агрессию на источник страданий (если нет сил, способностей, желания, возможностей что-то изменить). Агрессия может быть направлена вовне - на того, кто обвиняет. Если же это опасно – например, если это мать или отец, а ребенок не посмеет даже подумать, что он зол на родителей, тогда агрессия направится на младшего брата, на кошку или на другой объект. Таким объектом может стать одноклассник и даже учитель, особенно, если учитель «не опасен» или «натравил» родителей на подростка.
Если обвиняющий - сам учитель, и он не допустит агрессию в свой адрес, то объектом нападения станет самый слабый в классе. Появление в классе «белой вороны» - просто необходимость при наличии смещенной агрессии. Если «белую ворону» родители переведут в другой класс, тогда довольно быстро на ее роль найдется другой человек. Агрессия может быть направлена внутрь – на самого себя, «я – плохой, я – виновник, я должен быть наказан». Наказание принимает форму самобичевания, самообвинения или саморазрушающего поведения, например, в виде какой-то зависимости или делинквентного ( нарушающего закон) поведения.


Позиция учителя: понимание собственной ответственности при использовании обвинений в качестве воспитательных мер. Очень редко чувство вины сопровождается у детей и подростков «исправлением поведения». Если такового не произошло, вина направилась в виде агрессии внутрь или вовне. Требование должного нельзя превращать в обвинение. Педагогическое требование – это особое искусство, отражающее профессионализм учителя.


8.Агрессия низкой самооценки.
Часто проявляется в виде повышенной обидчивости, вспыльчивости, ранимости. Формируется в атмосфере критичности, придирок, насмешек, издевок. Особенно склонны к этому дети, чувствительные к оценке других, когда оценка исходит от значимых людей. Если такой ребенок оказывается в ситуации, которая угрожает его самооценке, он может стать агрессивным. Смысл его агрессии примерно таков: «вы заставляете чувствовать мое ничтожество, я ненавижу вас за это».


Позиция учителя: ребенок нуждается в чутком и тактичном отношении. Ему не хватает веры в себя, знания своих сильных сторон и силы духа, чтоб переживать свои трудности или свою особенность. Он также может стать «белой вороной» из-за своей уязвимости.
Учитель может помочь ему найти свои сильные стороны, осознать и поверить в себя, обнаружить в себе способность нести свою судьбу, если он чем- то обделен и, кроме того, помочь увидеть других и не сосредотачиваться на себе. Худшее,что делает учитель – это «навешивание ярлыков» и ироническое отношение к такому ребенку, высмеивание при всех, а также крики и угрозы. Такие дети сильно страдают, и даже бывают склонны к суициду (самоубийству), т. к. не ценят себя и свою жизнь ( как говорила одна девочка: «я ненавижу себя, боюсь учительницу и не хочу больше жить!»). Такие дети также нуждаются в помощи психолога. Важно и сотрудничество с семьей.


9. Агрессия неадекватно завышенной самооценки.
Проявляется в высокомерии, уверенности в своей значимости, избранности,
«гениальности». Такие дети часто уверены в том, что их не ценят, не понимают, несправедливо относятся. От этого они или принимают заносчивый вид, оставляя рядом с собой только восхищенных почитателей, или замыкаются и обосабливаются, превращаясь в «белую ворону», или становятся чрезвычайно агрессивными, приходя в ярость в любой ситуации, где их «гениальность» подвергается сомнению. Кроме того они порой преследуют тех, кто слабее, испытывая удовольствие от их страданий.


Позиция учителя: Быть очень осторожным, т.к. этот вид агрессии труднее всего поддается коррекции. В ее основе лежат глубокие нарушения ранних отношений ребенка со значимыми людьми, а возможно и другие причины, не лежащие на поверхности. В ярко выраженных случаях нужно рекомендовать родителям обязательно проконсультироваться у психолога (лучше не только школьного) и психиатра. При этом учитель все же помогает ребенку в рефлексии своих отношений с другими людьми, подчеркивая ценность проявления его заботы и внимания к ним. С другой стороны учитель часто напоминает детям о том, что в каждом человеке добро и зло уживаются вместе и нужно самому каждый раз принимать решение, как возобладать над злом.


Эта типология не исчерпывает всех видов агрессии, но все же позволяет увидеть неоднозначность ее проявления у детей и подростков. Если рассматривать агрессию детей и подростков не как злой умысел, а как неблагополучное внутреннее состояние, с которым дети сами не умеют адекватно справляться, то профессиональной позицией педагога будет поддержка. Это непросто, т.к. одинаковые внешние проявления могут иметь разный смысл и его «расшифровка» требует как психологической компетентности, так и эмпатии самого педагога.
По-видимому, решение проблемы лежит не в плоскости поиска «подходящих технологий борьбы с детской агрессией», а в плоскости расширения педагогического сознания и, в частности, понимания того, что каждый ребенок «агрессивен по-своему», поэтому всякий раз нужно настраиваться на конкретного человека, используя и развивая свою способность к наблюдательности, сочувствию и пониманию.
Людмила Кудрявцева

суббота, 12 декабря 2009 г.

Агрессия в школе

Проявление агрессии присуще каждому человеку также, как и проявление добра, милосердия и других чувств. Ничего необычного в этом нет. Такие чувства  возникают всегда, когда  человеку внутри не по себе.  Как поется в детской песенке: «собака бывает кусачей только от жизни собачьей...»                                                                                                                          
 Агрессия может быть конструктивной и деструктивной. Стремление побеждать в соревнованиях, быть первым, активное продвижение по карьерной лестнице, умение защитить себя и других – все этo проявления агрессии конструктивной, которые поощряются в обществе.А вот всяческое насилие и разрушение осуждается и особую озабоченность вызывает насилие в среде детей и подростков.

Есть много факторов, влияющих на  рост детской и школьной агрессии.
Известный швейцарский психолог и психиатр Алан Гюггенбюль, анализируя насилие в современной школе, называет несколько причин роста агрессии.  Вот некоторые из них.
Уличные игры детей в наше время стали достаточно редким  явлением,
родители стараются так занять свободное от школы время ребенка различными занятиями,что для улицы времени не остается. На улице   подростки проживали свою жизнь, там же происходило то, что психологи называют «групповой динамикой».Пребывание в группе позволяло им переживать феномен человеческого бытия  полноценно, хотя и не всегда позитивно. В уличных играх дети определяли свое место,свой статус в группе, свою идентичность.  Там же происходили достаточно жесткие столкновения «кто кого», выяснение лидерства между группами и внутри групп. Теперь эти выяснения отношений переносятся в школу. В школе такие  процессы происходят более скрыто и не так быстро, как на улице.

   Перегруженность детей учебными программами и домашними заданиями  тоже   не  способствует пребыванию на улице.
 
    Еще одна причина, по мнению Аллана Гуггенбюля, связана, как ни      странно, с гуманизацией и демократизацией образования. Последний фактор обеспечивает отсутствие «страха и трепета у детей перед школой и учителями», уравняв детей и взрослых в правах так, что учитель перестает быть непререкаемым авторитетом, способным остановить насилие и агрессию.

Можно найти еще ряд социальных факторов, влияющих на рост детской агрессии: насилие в обществе, войны, терроризм,  расслоение общества на богатых и бедных, пьянство и наркомания, неполные семьи…Число неполных семей растет. Исследования показывают, что у детей из неполных семей ниже самооценка, выше тревожность, неудовлетворенность, агрессивность.
                                                                
Трудности в обучении и школьная агрессия… Здесь тоже есть определенная связь. Растет число детей с проблемами в обучении и растет школьная агрессия. Всем детям в школе хочется быть успешными в учебе, иметь друзей, быть популярными, но не всем это удается, тогда  вместо этого дети заявляют о себе агрессивными выходками.

Любое поведение имеет смысл. И агрессивное тоже.  Когда мы ищем ответ на вопрос «Почему он так поступает?», мы ищем причину, мы пытаемся в прошлом найти то, на что сегодня человек «отреагировал». И бывает, что ничего не находим, так как  не тот вопрос задаем.  Другой вопрос «Для чего он это делает?» заставляет нас искать цель или смысл поведения.  Может быть, например, для того, чтобы заявить о себе: «Пусть я не такой как надо, но   Я есть» – вот возможный смысл его поведения.

  Я есть, т.е чувство бытия - это то, чего не хватает многим детям. Родителям часто «некогда», а школа и учитель тоже не могут уделить каждому ребенку позитивное внимание   («не за что!» - скажет родитель или учитель).  Для ребенка даже негативное внимание, т.е возмущение, злость, недовольство других лучше безразличия.  Если  внимания не хватает в школе, дома, если у подростка нет популярности в группе сверстников, ему нужно как-то о себе заявить. Один из таких способов – агрессивное поведение, особенно, если по-другому не получается.

 «Действительно ли дети стали агрессивнее за последние годы?  Я не могу этого утверждать наверняка.  Но вполне очевидно, что стало много по-разному неблагополучных семей,в которых взрослые не довольны собой или своей жизнью и это имеет значение для детей.
      
 Главным условием хорошего самочувствия ребенка является жизнь в  семье, где ему хорошо, ему рады, его любят именно таким, какой он есть и как нужно именно ему (Ведь родитель может много заботиться о ребенке, но при этом  сам ребенок порой  считает, что его не любят. Дети часто говорят родителям, что они больше любят старшего брата или младшую сестру, хотя дело не в этом).

Если родители не справляются со своей жизнью или она идет «не так, как надо», то  дети в таких семьях могут быть «лишними». Постоянные упреки, замечания, смысл которых можно обобщить фразой «ты не такой, как надо» воспринимаются детьми как отвержение.

 Возможен и другой вариант: дети обязаны  стать  воплощением неосуществившихся замыслов своих родителей, дети должны постоянно «оправдывать надежды», т.е. осуществлять не свое бытие,  а мечту родителей.  Здесь ребенок часто  испытывает вину за то, что он  «не такой», «подводит» близких, т.е., он – «плохой».

 Еще один вариант: гиперопека, когда родители контролируют все сферы жизни своих детей под девизом «как бы чего не вышло» или  «без нас ты не справишься». По сути дела для ребенка это означает недоверие к его попыткам самому проживать свою жизнь и нести ответственность за свои действия. В любом случае в душе  возникает протест, несогласие, которые принимают форму бессознательной  и часто смещенной агрессии.                                                                                                                  

Когда ребенку плохо, он порой ведет себя неадекватно с точки зрения окружающих. Если дома он не чувствует, что нужен маме и папе, если мама озабочена своими отношениями с отцом, если в школе им недовольны или его никто не замечает, то ребенок ощущает себя заброшенным и свою агрессию может направить на сверстника, на более слабого человека, на учителя, на кошку, собаку, на телефонную будку или на самого себя (саморазрушающее поведение в виде наркомании, суицидов и др.).

 Если говорить о конкретном ребенке, которого в школе считают агрессивным,нарушающим дисциплину, то один на один с учителем, родителем, психологом  он обычно   агрессию не проявляет. Дети ведут себя по-разному, когда они находятся на  расстоянии от авторитетного взрослого и, когда они оказываются рядом, «глаза в глаза» с этим человеком... Когда я работаю с ребенком как учитель в классе и как психолог один на один, то хорошо вижу вижу эту разницу.Когда мы «глаза в глаза», то он знает, что он для меня есть  и я принимаю его без всяких условий.  Для этого не обязательно быть психологом,  это знают многие.

Когда подросток находится близко, о чем-то разговаривает, видит внимание к себе, чувствует, что он что-то значит для другого, он и ведет себя по-другому. Эта значимость себя для другого, исключает агрессию. Может быть, агрессивным детям действительно не хватает ощущения того, что они что-то значат для других  людей? В моем кабинете иногда собираются ребята, которых в школе считают трудными, и в нашем общении мы  ценим именно то, что можем  поговорить о чем-то важном для нас. В это время их трудно назвать агрессивными.

Социологи, ходившие по классам, подсчитали, сколько разрешенного  времени во время уроков ребенок имеет для ответов, для выражения себя и своей точки зрения. Оказалось, что очень мало. Всего 2 минуты в день. То есть, в школе у подростка очень мало возможностей открыто проявить себя  на уроках через разговоры. Неудивительно, почему детям так хочется разговаривать во время уроков. Чем строже учитель, чем меньше он позволяет разговоров  во время урока, тем чаще дети во время перемены выпускают агрессию, особенно, если были недовольны своей ролью на уроке.

Еще несколько слов об агрессии в рисунках детей и подростков. Психологи часто используют рисунки как диагностический материал. Но делать выводы об эмоциональном состоянии ребенка только на основании  рисунков(и, тем более,если обсуждается только один рисунок) будет неправомерным. Обычно  рисунок используется в качестве вспомогательного, а не основного материала для того, чтобы сделать выводы.  Самое главное – это реальное поведение  ребенка или подростка в школе, дома, а также характер его отношений с другими людьми, его отношение к миру, к себе. Так, например, рисунки с агрессивными элементами – шипами, когтями, клыками, с использованием только мрачных тонов - часто рисуют дети  агрессивные,    и так же часто - совсем не агрессивные, даже  боязливые.
                                                                                                   
Нередко  ребенок рисует именно то, чего он боится, тем самым  пытаясь бессознательно  избавиться от своего страха. Сами дети и подростки, рассказывая о монстрах и других отрицательных персонажах, говорят, что те стали такими потому, что их никто не любит, или потому, что с ними люди жестоко обращались, и теперь они им мстят.

Если же говорить о влиянии телевидения, то здесь можно опять привести высказывание  Аллана Гуггенбюля. Он рассказывает об исследовании, в котором принимала участие большая группа детей. При просмотре фильмов с элементами насилия и убийства, часть детей  воспринимала их как что-то  нереальное, существующее только в виртуальном мире; часть детей  закрывала в страшные моменты глаза, не желая воспринимать отталкивающие их ужасы; часть испытывала благородные чувства и  выражала свое моральное отношение к  злу и жестокости; и лишь единицы  юных зрителей получали от сцен  насилия удовльствие. Причем, именно эти дети, по словам людей,которые их знали, сами нередко проявляли жестокость. Т.е,  не наблюдение зла воспитывает в детях  жестокость, а внутренняя готовность  некоторых детей  к насилию  объясняет их повышенный интерес к просмотру сцен жестокости и даже желание им подражать. Об этой «внутренней готовности» – особый разговор.

И здесь  родителям или учителям можно увидеть новые возможности для воспитания. Если мы будем запрещать и осуждать  такого рода продукцию, то дети просто-напросто будут «оберегать» нас от от столь неприятного знания, замыкаясь в себе. Но можно, посмотрев вместе с детьми фильм или поиграв вместе с ними в соответствующие компьютерные игры, т. е., вместе пережив увиденное,   поделиться  затем впечатлениями,  чувствами и суждениями, выразить свое отношение к тому,что есть добро и зло  и прийти к  какому-то заключению. Это как раз то, чего так не хватает современным детям, предоставленным  самим себе. Жестокость, получившая осуждение, послужит детям хорошим уроком.

Еще очень важно рассказать детям о том, что мы, взрослые, тоже бываем в гневе, тоже испытываем неудовлетворенность, тоже бываем отвергнуты, тоже порой готовы совершить зло. Что мы делаем с этими чувствами? Как мы удерживаемся от зла? Что мы делаем потом, если все же совершили его? Что мы делаем, когда рядом с нами  происходит зло? 

Агрессия не возникает сама по себе. Она возникает между людьми, когда есть непонимание, противостояние, отвержение, манипулирование, предательство, страх.  Когда человек живет не своей жизнью. Когда его нет для тех, для кого он хочет быть.  Когда ребенок ждет любви, а его отвергают.  Каждый человек хочет быть любимым, и если этого нет, он может отвечать агрессией. Он может отвечать злом на зло.Но может найти и другое решение. Детей  можно учить принимать другие решения. Мы - взрослые  за это в ответе.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

понедельник, 30 ноября 2009 г.

Приветствие

Приветствую вас, уважаемые родители, педагоги, а также все, кому интересен процесс развития детей, кому хочется лучше понимать детей и подростков, кого беспокоят проблемы отношений детей и взрослых, кому не дает покоя вопрос: почему и зачем человек живет и поступает именно так, а не иначе.
Будучи психологом, я постоянно встречаюсь с детьми и взрослыми, которые в какие-то моменты своей жизни обращаются ко мне для прояснения подобных вопросов. Человек так устроен, что ему важно знать ответы на вопросы "почему" и "зачем".
Ответ на вопрос "почему?" позволяет понять само явление, его истоки или причины, а ответ на вопрос "зачем"(для чего, ради чего) помогает обнаружить смысл явления. Когда человек находит ответы на эти вопросы, он уже может принимать решения сам, не рассчитывая на других.
Возможно, что здесь вы найдете материал, который покажется вам интересным и полезным
для прояснения своих вопросов.