Ирония состоит в том, что о готовности ребенка к обучению в школе, мы сможем более или менее определенно сказать лишь к концу первого года обучения.
Проведу параллель. Представьте себе, ситуацию - Вам предлагают попробовать себя в новой роли: Вы были рядовым работником, а надо стать руководителем группы людей. Будете ли вы сразу "готовы" руководить или нет?
Если Вы рискнете и начнете выполнять обязанности руководителя, то поначалу окажетесь в стрессе, не один раз попадете в ситуацию неизвестности, усталости, раздражения, тревоги, тупика, но будут возникать моменты, когда Вы почувствуете гордость, радость, веру в себя и в людей, чувство значимости, и т.п. Эти состояния нельзя предугадать на 100%, многое зависит от обстоятельств, от уровня сложности задач, от своевременной поддержки, от удачи-неудачи и пр. И только спустя некоторое время Вы скажете: нет, эта работа не для меня, или же - да, кажется, у меня получается. Через год это же скажут и окружающие.
Именно, включенность в новую деятельность, преодоление трудностей, необходимость учиться новому - все это запускает процесс поиска внутренних ресурсов и, если они там где-то есть, то человек обнаруживает, что дело ему по силам.
Так и с первоклассниками. Новые требования сначала представляют для ребенка стресс. Поначалу сам ребенок как личность пытается найти в себе силы, чтоб справиться с трудностями, переживает напряжение, устает, нервничает при неудачах, и в результате адаптируется к ним, затем уже появляется готовность к новым испытанием, с выходом на новый уровень адаптации.
Другой вариант - ребенок не адаптируется, продолжает испытывать стресс, силы уходят и организм ослабевает, психика истощается, ребенок теряет веру в себя, его поведение и учеба выглядят все хуже и хуже. Усиление давления со стороны школы и родителей может усилить дезадаптацию, привести к ухудшению здоровья и психическому срыву.
Пытаясь обнаружить заранее готовность детей к школе, педагоги и психологи предлагают детям ряд тестовых заданий, с помощью которых затем делают предварительные выводы о школьной готовности и даже дают прогноз успеваемости.
О чем говорят результаты тестирования ? Гуманизм требует, чтоб ребенка тестировали не более 30-40 минут. За это время ребенок должен показать, "на что он способен". Обычно он должен продемонстрировать навыки чтения, пересказа, письма, счета. Если ребенка обучали, он их продемонстрирует. Если не обучали, то даже очень смышленый малыш покажет плохие результаты.
В наше время, сами родители стараются обучить детей чтению и счету как можно раньше, в городских детских садах обязательно должны готовить детей к школе, а подготовительные группы в школах разрабатывают свои собственные программы для развития основных школьных навыков.
В результате, при большом наборе, мы получим обычную картину в соответствии с обычным распределением, т.е. 5-10% детей покажут очень хорошие результаты и столько же - очень плохие. Остальные дети продемонстрируют широкий спектр различий, который укладывается в группу "норма". В дальнейшем нет никаких гарантий, что все эти малыши будут учиться в соответствии с результатами тестов. В конечном счете, в школе окажутся ученики с разнообразными личностными характеристиками, из них большая часть со средними способностями. Могут оказаться и умные дети с психопатологией, с нарушениями поведения, и не очень умные, но очень нормативные, добрые, творческие личности, развитие которых будет во многом зависеть от отношения к ним взрослых в школе и дома.
Интересна и судьба тех самых 5-10% детей с очень высокими и очень низкими показателями. Чаще всего группа с высокими показателями будет учиться хорошо, но именно среди них могут оказаться дети с проблемами общения, индивидуалисты, эмоционально незрелые и др. Группа с низкими результатами также может оказаться весьма разнородной. Здесь могут быть, как дети с особенностями развития, так и дети с экзаменационным стрессом, и дети, которых "не напрягали" преждевременным обучением (в школе они быстро догоняют сверстников), и тревожные чувствительные дети, и дети упрямые, не желающие выполнять задания.
Так есть ли тогда смысл в тестировании? Да, есть. Среди детей, показавших плохие результаты по нескольким тестам, окажется больше таких, которые, скорее всего, будут иметь школьные проблемы.
Тесты тестами, но учителя и особенно родители должны обратить особое внимание на утомляемость ребенка, повышенную импульсивность, на особенности эмоционального развития и наличие учебной мотивации. К сожалению, здесь тесты не дают корректных результатов. Нужно достаточно долго наблюдать за ребенком в условиях детского коллектива в учебных ситуациях. Опытные воспитатели, учителя, психологи иногда могут довольно точно диагностировать проблемы ребенка и прогнозировать риск школьной дезадаптации.
Но родители не всегда способны понять, что ребенку рано идти в школу, ведь они не знают критериев возрастной зрелости детей и не умеют распознавать отклонения от нормы развития, т.к. не являются специалистами в этой области.
Желание ребенка идти в школу, вовсе не означает, что он хочет учиться. Вот если у него есть интерес к выполнению заданий в школе и дома, если ему доставляет удовольствие процесс учебы, если его не надо заставлять силой учиться, тогда можно говорить о наличии учебной мотивации.
Если же мы замечаем признаки незрелости, то нужно уточнить возраст ребенка – возможно у него есть «право» не идти в школу. Есть родители, которые отправляют 6-летнего сына или дочь в школу потому, что «он умный и в садике ему скучно», или «потому, что его группа в детском саду вся пошла в 1 класс» или потому, что «ребенок слишком крупный», или потому, что «12 лет в школе – это слишком долго, пусть раньше начнет учиться», или потому, что мама беременна и есть «смысл сидеть дома сразу по двум причинам». Эти аргументы слишком слабы по сравнению с тем, какие проблемы могут возникнуть у этих детей при поступлении в школу.
Если ребенка отдать в школу через год, то он уже подрастет, окрепнет, будет меньше уставать, реже плакать, капризничать, проявлять агрессию, станет самостоятельнее, внимательнее, у него улучшится память, речь, мышление и, конечно же, его шансы на успехи в учебе возрастут.
Отношение ребенка к требованиям школы, к учебным нагрузкам, к сверстникам, к учителям, к самому себе напрямую зависит от его успехов в учебе. Родителям иногда кажется, что ребенок «просто ленится и его надо убедить или заставить трудиться». Но лень маленького ребенка есть не что иное, как защитная реакция психики на перегрузку. Когда дети в процессе учебы зевают, ложатся боком на стол, постоянно меняют позу на стуле, часто бегают в туалет, хотят что-то съесть, попить, легко отвлекаются – это явные признаки утомления. Учитель в 1 классе и, тем более, в подготовительной группе постоянно наблюдает такую картину. Делать детям замечание бессмысленно и некомпетентно. Они нуждаются в отдыхе и в смене деятельности.
Самооценка ребенка неустойчива. Ребенок, которым все недовольны, который разочаровывает своих родных, который испытывает массу отрицательных эмоций - такой ребенок страдает и его самооценка снижается. Он перестает верить в себя, боится раздражения и отвержения родителей, строгости учителей, насмешек одноклассников, и начинает ненавидеть школу, учителей, сверстников.
Ребенок, физиологически и психологически зрелый, который идет в школу вовремя, с интересом и готовностью к обучению, получает радость от преодоления трудностей, ему нравится учиться и его самооценка растет, им довольны родители и учителя, у него появляются друзья и школа становится его вторым домом.
Людмила Кудрявцева
1 коммент.:
Много таких случаев было в моей практике. Очень трудно и ребёнку, и учителю, и родителям.
Отправить комментарий